Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшие альбомы 2014. Места 25-1

Автор: | 30.12.201412 комментариев | просмотров 3 532

В верхней части списка у меня, как обычно, странный гибрид из общепризнанных шедевров (благо, таковых год подарил некоторое количество) и geek-only малотиражек. С ними в этом году было особенно хорошо, так что возможно и в этой части вы найдете кое-что незнакомое.

25 ¾. The Advisory Circle «From Out Here» (Ghost Box) Признаюсь, послушать этот альбом у меня дошли руки только в момент составления топа, поэтому линейно вписать его в 75 у меня уже не вышло. Но пластинка понравилась мне настолько, что я пожалуй выделю ей отдельное место в первой части списка. Джон Брукс идеологически играет на поле Boards of Canada — ностальгия, тёплый звук, голосовые сэмплы. Но музыкально он куда ближе к семидесятым или даже шестидесятым. Вместо длиннющих эпических полотен, которыми занимались Шульц и Tangerine Dream, Брукс записывает маленькие, но ёмкие пьесы — иногда абстрактные, иногда мелодичные. Тут вспоминается скорее Kraftwerk времен «Radioactivity», а чаще — BBC Radiophonic Workshop.

http://www.youtube.com/watch?v=L6EXaLFtmPY

25. Aphex Twin «Syro» (Warp Records) Про «Syro» я уже много писал, поэтому вынужден повториться – альбом это милый, хоть и не выдающийся. Я очень рад, что он вышел и слушаю его с удовольствием, пусть поражать моё воображение Ричард и перестал примерно в 1996-м. Ну а пара гениальных номеров есть и тут.

24. Lorenzo Montana «Haemus» (Carpe Sonum) Первый из двух альбомов Лоренцо Монтаны в топе. “Haemus” это совершенно вроде бы нехарактерный для него ранее эмбиент с кивками в сторону этники. За слоем синтезаторов то и дело проглядываются экзотические струнные или восточные барабаны. Местами похоже аж на Dead Can Dance, ну а ближайшая аналогия – конечно же “Sad World” с FAX.

23. David Morley «Sanctum» (Anodize) Около 20 лет назад Дэвид Морли издавался на R&S, потом практически исчез с радаров, и вот теперь вернулся с новым альбомом. Что особенно приятно в этих андерграундных камбэках, так это отсутствие стремления понравится кому бы то ни было, кроме своих старых поклонников. Всё честно и без конъюнктурщины – уже не совсем IDM, еще не совсем электро. Звук вроде бы современный, но идейно такая пластинка могла выйти и в 1994, и в 2004, и в 2014. По ходу вспоминаешь то спокойные треки с «Analogue Bubblebath» Афекс Твина, то Beaumont Hannant, то Bola.

22. Tycho «Awake» (Ghostly International) Тайко, он же Тычо, медленно но верно движется от IDM к чиллвейву. Не могу сказать, что я этот курс одобряю, но пока он не запел, я готов смотреть на этот дрейф сквозь пальцы. Он чертовски хороший мелодист, ну и в синтезаторных тембрах толк знает.

http://www.youtube.com/watch?v=qEI1_oGPQr0

21. The Shape «Waveshape Fiction» (Anodize) В этом году можно составлять отдельным топ «10 лучших альбомов Мика Чилледжа», и «Waveshape Fiction» займет в этом хит-параде явно не последнее место. Это уже не эмбиент (поэтому и название проекта другое), а мягкое и мелодичное, но всё же электро. При этом Мик ориентируется не на современный стандарт электро-звука (который продвигает, например, лейбл Central Processing Unit), а на какой-то свой, уходящий корнями в эмбиент-техно и эмбиент-электро из девяностых. Ближайшей аналогией и вовсе видится старый добрый «Fourteen Pieces» Cosmic Baby.

20. VA «Prins Thomas presents 10 Years Of Full Pupp (2004—2014)» (Full Pupp) Лейбл Full Pupp у меня фигурирует едва ли не в каждом топе, ну и ясно, что без юбилейной компиляции к десятилетию дело обойтись не могло. Начинается сборник со светлого, вальяжного и расслабленного балеарика и мало-помалу раскручивается в образцово-показательное нордик-диско. В сухом остатке – идеальная пластинка для домашних вечеринок или прекрасный препарат для поднятия настроения.

http://www.youtube.com/watch?v=lg01-36Z7LY

19. Function & Vatican Shadow «Games Have Rules» (Hospital Productions) «Ход конём» года. Мастера параноидального техно вдруг записали пластинку, вдохновленную чиллаутной музыкой двадцати с лишним летней давности. Альбом сравнивали со сборниками «Artificial Intelligence» (и вполне по делу), а мне на ум приходят параллели с релизами лейбла Instinct Ambient середины девяностых, когда там заправлял нынешний босс 12k Тейлор Дюпри.

http://www.youtube.com/playlist?list=PLPedXw6tKbXjSAqsBOP3TnClrNNzvXy9j

18. Lorenzo Montanà «Leema Hactus» (Psychonavigation Records) Монтану я всегда очень любил, но «Лабиринты» ценил выше его сольных работ. И вот, наконец Лоренцо записал пластинку, им не проигрывающую, а то и вовсе их превосходящую. Если его предыдущие сольники все же грешили минимализмом и некоторой мелодической скупостью (в «Лабиринтах» он отвечал за ритмы), то здесь он наконец звучит насыщенно, ярко и мелодично. Ну и, что немаловажно, «Leema Hactus» это чистейшей воды IDM, которого в 2014 году было не так-то и много.

17. The Future Sound Of London «Environment Five» (fsoldigital.com) Главная и единственная проблема этого альбома в том, что хотя это первый чёрте за сколько новый (а не архивный) материал FSOL (а не Amprphous Androgynous), в названии стоит цифра 5, а пятые части чего бы то ни было всерьез воспринимают только хардкорные фанаты. Я – как раз из этих, так что для меня проблемы нет, но ход явно недальновидный. Главное отличие пятого «Environments» от предыдущих – обилие живых инструментов в диапазоне от бас-гитары до флейты и фортепиано, что немедленно переводит FSOL из категории «ambient/IDM» в какой-то неведомый, но прекрасный future prog.

https://www.youtube.com/watch?v=_lwydkWb6L0

16. Plaid «Reachy Prints» (Warp Records) Plaid в каком-то смысле идут по пути Autechre, они явно не хотят повторяться, но за поиском новых форм периодически теряют собственное лицо. Их альбомы второй половины нулевых я не понимал совсем, затем на «Scintilli» что-то потихоньку стало просматриваться, и вот на «Reachy Prints» картинка наконец сложилась. С одной стороны – современный звук, хромая ритмика, новые инструменты. С другой – мелодии и гармонии, по которым Plaid узнается за пару-тройку тактов. Мелодически это самая яркая их запись со времен прекрасного «Double Figure».

https://www.youtube.com/watch?v=z4lzxO3D9JY

15. Skanfrom «Postcards» (Suction Records) Неожиданный (как-никак с предыдущего альбома Skanfrom прошло аж 12 лет), но очень радостный камбэк, почти как Bochum Welt в прошлом году. От Роджера Семсрота в этом проекте всегда знаешь, чего ждать – по-хорошему наивных и «немногословных» пьес на стыке IDM и электро. Но этот консерватизм ничуть его не портит, скорее наоборот. Хотя бы потому, что так никто кроме него, ну и всё того же Бохум Вельта, и не умеет.

14. Tau Sagittarii «Drift» (Not On Label) Курт Бэггали лет десять записывал электро под именем Scape One, а пару лет назад вдруг завёл себе эмбиент-проект и стал самиздатом выпускать альбомы и ЕР. Почти всё под этим псевдонимом у Курта звучит красиво и породисто, но альбом “Drift” в этой череде явно выделяется. Во-первых, он более «айдиэмный», во-вторых, и по духу, и по звучанию, очень напоминает продолжение идей HIA и Пита Намлука с их проектом «S.H.A.D.O», ну а эту пластинку я люблю бесконечно.

13. Objekt “Flatland” (Pan) Одна из пластинок, порадовавших в этом году новаторством. Жанрово это экспериментальное техно и тяжелый IDM, который по идее вполне мог бы выйти где-нибудь на Hymen, но звучит совсем по-новому, чувствуется, что бэкграунд у Ти Джея Герца значительно более широкий – то вдруг краут-рок вылезет, то какой-то переосмысленный Basic Channel.

http://www.youtube.com/playlist?list=PLzjy5wPiu1nGGRP31AWLEO8sng0JxzimY

12. Plastikman «EX (Performed live at the Guggenheim, NYC)» (Mute) Живьем камбэк Пластикмена на меня впечатления на произвел, а вот в записи оказался прекрасен и удивителен. Относительно предыдущих релизов он заметно сдвинулся в сторону проекта From Within. На новом альбоме меньше техно, больше разреженного кислотного эмбиента, меланхолии и «посторонних» (то есть не из X0X-линейки Roland) звуков, но всё это «Ex» только красит.

http://www.youtube.com/watch?v=fDBcxEMHNMs

11. Tangerine Dream «Mala Kunia» (Eastgate) Главная отличительная черта этого альбома (который, несмотря на длину в 52 минуты почему-то считается ЕР) – участие Ульриха Шнаусса. Ну а как известно, играет Шнаусс так, что даже три синтезаторные ноты выдают его с головой. «Shadow And Sun» так и вовсе звучит так, что неясно, что там делают сами TD. Как бы то ни было, даже треки, где Ульриха не слышно, это лучший материал Tangerine Dream за годы и годы. Минимум (точнее просто ноль) нью-эйджевого буллшита, хэйр-металлических соло, тёток с дудками, ну и всего, за что принято не любить поздний TD, и максимум синтезаторных саундскейпов.

http://www.youtube.com/watch?v=m5c5rzWKNac

10. Dorian Concept «Joined Ends» (Ninja Tune) Редкий случай, когда затянувшаяся запись альбома совершенно оправдана. Пластинка вышла действительно очень интересная и новаторская. С одной стороны – минимализм, повторы и хоровые распевки по заветам Стива Райха, с другой – модная ниндзятюновская хромота.

9. Clark «Clark» (Warp Records) Warp анонсировали этот альбом словами «more berghain than googenheim», что меня весьма встревожило. Но тревожился я зря. Кларк действительно записал техно-альбом, но техно у него получилось не прямолинейно-долбёжное, а скорее поисковое и новаторское, не лишенное мелодий и сложных форм, и с нетипичным для техно (но узнаваемым для Криса) звуком. Получился именно что Бергхайн и Гугенхайм в одном флаконе, ну то есть лучшее, что можно ждать от электронной пластинки.

http://www.youtube.com/watch?v=wWjKI7Pbgso

8. VA «Steve Hauschildt & BNJMN present Air Texture, Vol. IV» (Air Texture) Создатели лейбла Air Texture вдохновлялись с одной стороны эмбиент-сборниками из девяностых вроде Excursions In Ambience, с другой – идеей «компиляцией с куратором и эксклюзивными трекаим» вроде DJ Kicks или Late Nite Tales. Получилось именно то, что нужно – сборники с собственным лицом и очень интересным материалом. В принципе, внимания заслуживает вся серия, но четвертый выпуск в ней однозначно лучший. Завораживающий «триповый» эмбиент в диапазоне от лопатинских коллажей и арктического глитча в стиле Loscil до космоса в духе Spectrum Spools. Ну а лучший трек на сборнике сделал, как это ни удивительно, Legowelt.

7. Solvent «New Ways» (Suction Records) Долгожданный саундтрек к документальному фильму «I Dream Of Wires», где Solvent выступает еще и роли куратора, продюсера и одного из главных героев. Привычными болячками саундтреков (то есть обилием «обоев» или незаконченных композиций по минуте-полторы), «New Ways» совсем не страдает, наоборот – это мало того, что полноценный альбом, так еще и лучший, что Солвент записал как минимум лет за десять. Атипичное электро и аналоговый IDM в лучшем виде.

6. Mick Chillage «Tales From The Igloo Re-Told» (Psychonavigation Records) Очень любимый мной жанр ремикс-альбома, записанного не с практической (для клубов), а с чисто эстетической позиции. Список авторов такой, что дух захватывает – Peter Benisch, Dr Atmo, Scanner, Gel-Sol, Sense, Lorenzo Montana и даже Новые Композиторы. И если на сингле каких-нибудь звезд вроде Depeche Mode половина громких имен наверняка разочарует, то здесь что ни трек, то шедевр. По жанру композиции довольно разные (IDM, эмбиент и даже неожиданное дабтехно от Sense), но общее настроение складывает из них очень красивую историю.

http://www.youtube.com/watch?v=hWATdY52zX8

5. Carbo Flex «Trifolium» (Central Processing Unit) Определенно, лучший IDM-альбом года. Совершенно ретроградский, но этим и прекрасный. Борьба ритма и мелодии – лязгающий, чавкающий и хрустящий бит супротив душещипательных пэдов и наивно-романтических синтезаторных соло. Классика жанра как её понимали Autechre в середине девяностых, а Arovane несколькими годами позже.

4. Sense «Still Life» (Psychonavigation Records) В каком-то смысле именно этот альбом описывает мои ощущения от 2014-го – очень разнонаправленного года, в котором было много хорошего и много какой-то лютой и чудовищной жути. Как и Ли Норрис, Адам Рейзбек сейчас переживает даже не вторую молодость, а абсолютный пик карьеры – он делает вещи такой глубины и силы, какая во времена популярных пластинок вроде «A View From A Vulnerable Place» ему и не снилась. Это глубокий и завораживающе красивый эмбиент – местами холодный и печальный, местами прямо пугающий, причем пугающей не «мракухой» как пластинки с Blackest Ever Black, а степенью этой самой печали.

3. Autumn Of Communion «Autumn Of Communion 4» (Carpe Sonum Records) Прекрасное продолжение прекрасной серии. AOC идеально попадают в моё видение того, каким должен быть эмбиент. С одной стороны, это музыка медленная, расслабленная и абстрактная. С другой – это не аморфные ландшафты, а пьесы с чёткой структурой, чередой событий и множеством планов – едва слышный пульсирующий бас, синтезаторные переливы, фортепиано, дождь, колокола…

2. VA «Touched Two» (Touched Music) Теперь я знаю, какой альбом возьму с собой на необитаемый остров (классический вопрос для меломана), если позволят только один. Пусть это и будет наглым читерством, учитывая, что тут 255 треков общей длительностью под сутки. Но в любом случае, теперь у нас есть «The ultimate IDM record», которую можно слушать годами и каждый раз откапывать тут что-нибудь новое. Здесь, натурально, есть всё и все – полсотни ветеранов (не выпускавших ничего десяток лет, а то и больше), перспективная молодежь, живые классики и музыканты, о которых ничего не было, и видимо не будет известно. Мои фавориты – как обычно «среднее» поколение: Arovane, Bauri, Sense, Esem, а также новый персонаж по имени Missingsense но и архивные подгоны вроде HIA и Люка Слейтера тоже прекрасны.

1. Mick Chillage «Saudade» (Carpe Sonum Records) Это практически мой идеал эмбиент-альбома. Красивый до одурения синтезаторный звук, отстранённо-печальные гармонии, смена настроений от научно-фантастической романтики до хичкоковского мрака. И главное, это именно альбом – целостное произведение с выстроенной драматургией, история, рассказанная в звуке. Ну и как общий итог года – столько хорошей «медленной электроники» дал нам разве что 1994-й. Я никогда не думал, что этот взлет когда-нибудь случится снова, но вот — как по заказу, ровно 20 лет спустя.

Метки: , , , , , , , , , ,
  • Art Kiryanov

    спасибо за всю подборку!

  • http://vk.com/id27748857 Александр Драган

    Ник, спасибо огромное. Твои топы — лучшее в интернете. Настоящий подарок!

  • http://facebook.com/profile.php?id=801475374 Nick Zavriev

    спасибо, рад стараться :)

  • http://facebook.com/profile.php?id=801475374 Nick Zavriev

    спасибо за спасибо :)

  • Аноним

    А где музыка-то?

  • Игорь

    Да уж, Ник один из немногих выдающихся маяков в море музыки.

  • Dimitriy

    На счет запеть Tycho... Думаю Боно прекрасно б вписался в мелодии Хансена. Получился бы некий Utycho))

  • http://twitter.com/kream23 Ilia Smirnov

    Спасибо за наводку на The Shape — офигенный альбом!

  • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

    Совпало сразу по нескольким пунктам! Особенно порадовал Ник тем что чётко определил лучшую пластинку в жанре IDM, даже специалисты не все поняли это))

    The Shape, Tau Saggitarii, Montana — абсолютный мастхев

  • Виктор

    Спасибо за топ, но это, черт возьми, всё настолько изъезжено, что даже обсуждать не хочется. Было ли в прошлом году что-нибудь действительно прорывное или хотя бы интересное? Интересует мнение читателей.

    Лично для себя выделил только Kiasmos