Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » В центре внимания, Обзоры альбомов

Лучшее в 2019. Альбомы, места 1-33

Автор: | 31.12.20192 комментария | просмотров 1 043

В качестве преамбулы к публикации очередного рейтинга лучших альбомов нужно, наверное, сказать что-то о трендах и о том, каким был 2019-й. А сказать-то особенно нечего – ярко выраженных новых тенденций не видно, наметившиеся несколькими годами ранее (типа возрождения брейкбита или нового витка «деконструированного транса») потихоньку развиваются. Но как-то есть ощущение, что новые изобретения все уже берегут на новое десятилетие. Ярко выраженных лидеров в этом году не появилось, но зато мы получили очень ровную двадцатку лучших, неожиданное для меня самого первое место и триумф заслуженного лебйла, который, как казалось, свой пик прошёл.

При этом чувства от 2010-х у меня остались самые теплые, пластинок по моей части было куда больше, чем в нулевые, да и вообще, 2010-е стали временем, когда в музыку наконец пришел плюрализм и на каждый тренд находился контртренд, пусть и масштабом поменьше. Но перед тем, как мы перейдем к верхней части топа – традиционная рубрика «альбомы без мест» – на этот раз четыре релиза, в трех из которых мне довелось скромно поучаствовать самому, но от которых я как слушатель получил массу удовольствия.

VA «Nagual 5» (…txt)
Шестичасовая мегакомпиляция, а по сути – сборник ЕР, где каждый из 16 артистов представлен 20-30 минутами музыки. В жанровой палитре есть спейс-электроника и чуточку атмосферного техно, но по большей части «Nagual» – это, конечно, экскурсия в самый разный эмбиент, начиная с глубоководных гуделок и «инсталляционных» вещей в духе Брайана Ино через пульсирующие пьесы в духе девяностых к этакому «старорежимному нью-эйджу». Идеальная процедура для погружения – запереться дома зимним днем с книжкой и слушать целиком от начала до конца.

Urban Meditation «Currents Of Space» (Fantasy Enhancing)
Urban Meditation «Recurrence Of Space» (Not On Label)

Оригинальная пластинка — чудесный образчик эмбиент-техно (эмбиент-хауса, эмбиент-электро, называйте как хотите) в эстетике благословенных девяностых. Тут вспоминается и ранний Warp, и менее очевидные персонажи типа Pentatonik, Evolve Now или Young American Primitive, и конечно же сборники «Trance Europe Express» и «Dream Injection». Для ремикс-альбома Чарльз Урбан собрал артистов, обитающих вокруг лейблов …txt, Carpe Sonum, Neotantra, Fantasy Enhancing и Touched. Получился очень приятный междусобойчик из людей, играющих вроде бы близкую музыку (что иногда чревато получением ремиксов в формате «шило на мыло»), но тут вот кажется сработала какая-то химия и все дружно выдали свой лучший перформанс. Эмбиента, к слову, немного, совсем избежать динамичных фрагментов не удалось никому. Мои фавориты – Сай Мэтьюз, Дэн Армстронг, Даррен Макклюр и Futuregrapher, но кажется все два с половиной часа звучат убедительно.

VA «Clockwork Manor. Cottage Industries 9» (Neo Ouija)
Отчетная трехдисковая компиляция по случаю 20-летия лейбла. Стопроцентный IDM, как он есть в 2019-м (то бишь переживая некоторое возрождение). Интересен сборник тем, что ветераны типа Ruxpin, Drøn, Vim!, Иниго Кеннеди (Inigo Kennedy) или Джона Техады (John Tejada) аккуратно перемешаны здесь с молодняком и сравнительными «ноунеймами». Хороший гид, если хочется пополнить обойму артистов, за которыми пристально следишь.

33. Black Marble “Bigger Than Life” (Sacred Bones)
Аутсайдерский поп в лучших традициях жанра. Предыдущий альбом Black Marble выходил аж на Ghostly, но к третьему Крис Стюарт перебрался на чуть более подходящий ему по музыкальному формату Sacred Bones. Крис родом из Бруклина, но если бы я этого не знал, наверняка решил бы что он швед и издается на Labrador. Это типичный для стокгольмского лейбла сладко-грустный лоуфай-поп, где синтезаторы соседствуют с гитарами, а голос (да и аранжировки) звучат нарочито по-любительски, будто бы всё записано дома на кассетник, что добавляет очарования. Впрочем, относительно типичных шведов Black Marble всё же чуть пободрее, и вещи типа «Grey Eyeliner» навевают ассоциации уже скорее с ранними Depeche Mode.

32. Wurrm «Apotropaic» (Neotantra)
Опять хвалю коллег по лейблу, но абсолютно от чистого сердца (что, впрочем, более чем логично – кого еще хвалить, как не людей, чьи представления о прекрасном настолько схожи с твоими собственными, что вы вписыватесь в формат одного лейбла). Под именем Wuurm скрывается бристольский музыкант-многостаночник, и в рамках жанрового диапазона лейбла Neotantra (где хватает записей совсем «некомфортных», почти электроакустики), он занимает как раз противоположный край – это максимально уютный, обволакивающий эмбиент, не лишенный даже нью-эйджевых влияний. Тут, пожалуй, уместны сравнения с эмбиентом восьмидесятых – Michael Stearns и иже с ним.

31. Teeth Of The Sea «Wraith» (Rocket Recordings)
Незаметно, альбом за альбомом (а этот уже шестой за 10 лет) лондонцы Teeth Of The Sea стали едва ли не самым интересным явлением на неокраут/психоделик сцене. «Wraith» – запись не просто яркая, а еще и разнообразная. Начинается альбом с довольно чудного гибрида механхоличного пост-рока с солирующей трубой и угловатых электронных ритмов, затем через фолковый номер «Fortean Steed» продолжается энергичным краут-роком с синтезаторным арпеджио, моторик-битом и опять же солирующей трубой, а затем, снова через интерлюдию, на этот раз оркестровую, выруливает куда-то на территорию Blanck Mass. Весь этот трип уложен в 45 минут и звучит не как набор упражнений в разных стилях, а как единая история с чётко выстроенной драматургией. Ровно то, что и нужно от психоделического альбома.

30. Keiss «Lamps And Bedroom» (Touched Music)
Житель Архангельска Станислав Ковалев – российский резидент лейбла Touched Music, выросшего за последние годы в одного из важнейших игроков на поле IDM. Подписавшись на Touched, Стас выпускает уже третий за четыре года альбом, и каждый следующий оказывается ярче предыдущего. Стилистика Keiss – уютный, спокойно-мечтательный IDM с легким налетом чиллстепа. Но если на предыдущем альбоме «Tau Ceti» на ум часто приходил Clubroot, а то и Burial, то при звуках «Lamps And Bedroom» чаще вспоминается Synkro, в дуэте с Arovane и без него. Одна из самых необычных черт этого альбома – своеобразный «темповой саспенс»: в этих, на первый взгляд, медленных треках есть запрятанный куда-то на подсознательный уровень быстрый ритм – кажется вот-вот и даунтемпо превратится в джангл, но намеки так и остаются намеками.

29. Hatchie «Keepsake» (Heavenly Recordings)
Героиня прошлогоднего топа коротких релизов вернулась с альбомом, который ожидания полностью оправдал, а пожалуй, даже и превзошел. Эта пластинка будто бы опоздала лет на пять-семь, когда нью-гейз проходил свой пик. Это образцово-показательный современный дрим-поп с хорошим сонграйтингом, приятным вокалом, а также масштабным и пространственным звуком, где гитары уже звенят, но еще не слишком шумят и не забивают электронику. Сравнений рождается множество от School of Seven Bells до Cranberries, но почерк у Hatchie очень хорошо узнаваемый. Живьем, к слову сказать, эти песни тоже звучат прекрасно, концерт Hatchie на «Примавере» был одним их лучших, а уж там было из чего выбирать.

28. Underworld “Drift Series 1” (underworldlive.com)
Эпическое произведение в шести частях и длиной, шутка ли, почти в шесть часов. При этом “Drift” — вовсе не бесконечный саундскейп, а вполне себе песни в самых разных жанрах, доминирует среди которых фирменный Underworld’овский “техно-рок”. Хитов уровня “Scribble” или “Born Slippy” тут нет, это скорее сложные и интровертные Underworld, но в этом жанре группа прямо расцветает. Тут есть и клубные “бэнгеры”, и баллады, и почти трип-хоп, и много экспериментов с академическим минимализмом (включая 35-минутную коллаборацию с The Necks). Хватило бы на 3-4 альбома, которые можно было издавать лет десять, но почему-то Смит и Хайд решили обрушить на нас всё это в течение года, а потом еще и издать единым бокс-сетом. Ощущение от этого релиза немного как от чтения Джойса — целиком осилить решительно невозможно, но можно открывать в случайном месте и кайфовать от того, как хорошо написано.

27. Priori «On A Nimbus» (NAFF)
Канадец Франсис Латрей– фигура на электронной сцене сравнительно новая. За последние год-два он успел выпустить сольно и в составе нескольких коллективов с десяток альбомов и ЕР, звучащих очень по-разному (от дрон-эмбиента до техно и электро), но «On A Nimbus» можно считать его полноформатным соло-дебютом. Как это часто бывает с современной музыкой (а почти вся современная электроника, за исключением разве что EDM и бас-сцены – это переосмысление прошлых достижений, и ничего плохого в этом нет, всему своё время и сейчас, видимо, как раз настал момент разобраться со всем, что было наработано в хаотическом потоке идей времен «революционных лет»), «On A Nimbus» отсылает к клубной электронике года примерно 1993-го. Одни вещи звучат так, будто B12 решили позаигрывать с эйсид-трансом, другие – как «умное электро» с лейбла Pyramid Transmissions, третьи – как даб, который вот-вот разгонится в джангл (привет группе Leftfield). Ощущения лоскутного одеяла, бездумной эклектики при этом нет совершенно, Латрей связывает все это разнообразие общим набором тембров и грамотно выстраивает драматургию альбома (который длится почти час, что тоже можно считать отсылкой к девяностым). В общем, опыт интересный и, судя по тому, что Франсис уже играет в «Панорама Баре», свою аудиторию нашедший.

26. Autumn Of Communion, Sven Kössler & Si Matthews “Amalgamation (by Sven Kössler & Si Matthews)” (Fantasy Enhancing)
Альбом в незаслуженно забытом жанре “один артист ремикширует композиции другого” (в качестве примера почему-то приходит в голову прекрасная “Panthalassa”, где Билл Ласвелл перерабатывает Майлза Дэвиса). Интерпретации звучат чуть подинамичнее — тут и многочисленные эйсидные линии, и небыстрый, но вполне себе настойчивый бит (“Goodbye PK” прямо хоть в клубном сете ставь), в итоге получается почти псай-чилл, а ближайшим ориентиром для сравнения оказываются Carbon Based Lifeforms или другие клиенты лейбла Ultimae.

25. Thorsten Quaeschning meets Paul Frick «The Seaside Stage Session» (Protanopia)
Пауль Фрик, известный в первую очередь как пианист (а иногда – еще и басист и перкуссионст) трио Brandt Brauer Frick, в последнее время увлекся космо-электроникой и даже некоторое время поиграл в составе легендарных Tangerine Dream. В этой группе он в итоге не закрепился (видимо слишком много собственных проектов, помимо BBF у Пауля еще и сольная карьера довольно активно развивается), но дуэт с нынешним лидером TD Торстеном Кешнингом у Пауля сложился, и вот на лейбле Торстена выходит их живая запись, сделанная минувшей весной в Берлине. По духу пластинка абсолютно «танжериновская», красиво осовремененная секвенсорная спейс-электроника, но относительно нынешних TD эта запись более холодная и менее сентиментальная, что её только красит. Когда же Фрик переключается с синтезаторов на фортепиано, напрашивается сравнение с поздними, насыщенными электроникой записями Нильса Фрама.

24. Lindstrøm «On A Clear Day I Can See You Forever» (Smalltown Supersound)
Ханс-Петер Линдстрем упорно пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны, его ценят в первую очередь как диско-продюсера, и танцевальная музыка у него объективно получается лучше всего. С другой, сам он уже давно тяготеет ко всякого рода «прогрессивным» формам и регулярно совершает вылазки на эти территории, собирая как правило нелестные отзывы. На этот раз норвежца снова клонит куда-то в сторону от танцевальной музыки, но кажется Ханс-Петер наконец нащупал нужный баланс. В треке «Really Deep Snow» еще есть очень условный, но все же бит (который породистым краут-роковым тембром выстукивает CR-78), остальные три длинных композиции – довольно консервативная и где-то даже академичная космо-электроника с очень красивым синтезаторным звуком. Попахивает даже не Tangerine Dream, а Исао Томитой или Венди Карлос еще тех времен, когда она была Уолтером. В каком-то смысле «On A Clear Day I Can See You Forever» можно считать продолжением альбома «Where You Go I Go Too», где Ханс-Петер экспериментировал с наследием Мануэля Гётшинга, но в этот раз норвежец идет заметно дальше – тут меньше запрограммированных секвенций и больше сыгранных руками породистых соло.

23. Drøn “Ultramarine Sun” (Touched Music)
Лучшей частью гигантского предновогоднего бокс-сета Touched Music (ну точнее его цифровой части, альбом FSOL, который есть только на физическом релизе, я пока не слышал) ожидаемо оказался новый релиз Drøn. Здесь немцы следуют принципу «максимум эмоций при минимуме выразительных средств» – в треках часто звучит по 3-4 партии, аранжировки прозрачные и минималистичные, но от этого пластинка только выигрывает. С одной стороны, сегодня это подход мягко говоря не избитый (вспоминаются разве что ISAN), с другой, при этих вводных Drøn лучше раскрываются как мелодисты – альбом вышел на редкость теплым и уютным.

22. Kinkajous “Hidden Lines” (Running Circle)
Музыка лондонского квинтета – новая реинкарнация future-джаза. Электроника здесь не уведена в ритм-секцию (как было принято в девяностые), а вплетена в оркестровое полотно жирными синтезаторными партиями. По звучанию это похоже не то на Cinematic Orchestra времен «Человека с киноаппаратом», не то на GoGo Penguin (тот же «акустический брейкбит» плюс влияние минимализма), не то на фьюжн семидесятых, не то и вовсе на Floex (в первую очередь за счет духовых). Идеальный баланс между сложностью и комфортным звуком. Совсем не фри, но и не буржуазная расслабуха.

21.Proem «Until Here for Years» (n5MD)
Лейбл n5MD решил не оставаться в стороне от IDM ренессанса и сделал несколько уверенных шагов по направлению к собственным корням. Среди этих шагов — камбэк одного из давних резидентов, успевшего издаться на n5MD еще в те славные времена, когда лейбл в самом деле выпускал минидиски. «Until Here for Years» – стопроцентный, прямо-таки дистиллированный IDM, но совсем не ретро. Точеный, с обилием микроскопических деталей HD-звук, нарочито сложная ударная секция и сентиментальные мелодии, которые существуют в этом полотне на равных с саунд-дизайнерскими экспериментами – ничего подобного в начале нулевых выйти не могло. Идеально сбалансированная «умная электроника», где навороченность не переходит в заумь, а мелодизм в наивность.

20. Aythar «Cosmic Resonances» (Carpe Sonum)
Венгр Тамаш Карай – адепт научно-фантастического космо-классицизма, его почти обязательные черты – это тёплый синтезаторный звук и пульсирующие секвенции, тонущие в эхе. Но на «Cosmic Resonances» Тамаш делает уверенный шаг от берлинской школы в сторону эмбиента. Это уже стопроцентные FAX и Rising High золотого периода – на ум приходят сравнения то с «Solitaire» Дэвида Муфанга, то с Dreamfish, то с Syzygy «Morphic Resonance», а то и вовсе с Тецу Иноэ. Музыка совершенно не из своего места и времени, но это её только красит.

19. Motionfield «A Clear Horizon» (…txt)
Motionfield «Signals» (Neotantra)

После трехлетней паузы шведский эмбиент-музыкант Петер Фриберг (Petter Friberg) выпустил сразу четыре релиза – три сольных и еще один в составе дуэта Arctic Surfers. Все они по-своему хороши, но эти две пожалуй получше. На “Signals” с одной стороны есть ключевое для музыки Motionfield чувство уюта посреди ледяного космоса (эффект пухового одеяла достигается наслоением пэдов, шума и field recordings, задавленных фильтром и тонущих в километровой реверберации). С другой, Петер на этой пластинке делает какие-то вещи, которых раньше за ним не водилось. Например, откуда ни возьмись вдруг вылезает TB-303 (тоже утопленный в эхе, как у другого шведа TM-404), да и общий настрой на «Signals» стал помрачнее и похолоднее, тут уже вовсю попахивает Biosphere. На “A Clear Horizon” швед дрейфует где-то между диссоциированным даб-техно (где бит звучит как замедленный и приглушенный шум колёс удаляющегося поезда) и гармоничным, но почти бессобытийным эмбиентом в окружении полевых записей, основная задача которых – создать пространство. В общем, нынешний Motionfield куда более холодный и тревожный, нежели его диск «Luftrum» на Carpe Sonum, но во-первых и тут не без светлых моментов, во-вторых, даже страшилки у Фриберга выходят красивые.

18. The Chemical Brothers «No Geography» (Virgin EMI)
Эд Саймонс и Том Роулендс – пожалуй, единственные среди танцевальных ветеранов, кто стабильно держит марку и не портится с годами (окей, можно еще добавить сюда Underworld, но тех даже танцевальными ветеранами не назовёшь, они еще старше и родом из нью-вейва). Их девятый по счету студийный альбом – это электронный мейнстрим из альтернативной вселенной, где не случилось ни взлета цифрового R&B, ни EDM-помешательства. Пластинка вроде бы и не звучит как ретроградство, но при этом насквозь пропитана влиянием девяностых – биг-бит перемежается со стадионным хаусом, а электро – с тем, что когда-то называлось эйсид брейкс и хард-хоп. Жирные вокальные сэмплы, ритмические сбивки всех мастей, качающая бас-гитара – всё как мы любим. Но главное, на альбоме есть один абсолютно гигантский хит, над которым невозможно не залипнуть на репите. Заглавный трек «No Geography» – крайне редкий для Chemical Brothers (с ходу вспоминается «Swoon»), но как всегда удачный рейд на территорию рейв-эйфории. По звучанию вещь может и слишком похожа на Orbital, но кто сказал, что это плохо?

17. Ladytron «Ladytron» (Studio !K7)
Выдержав восьмилетнюю паузу, во время которой Хелен Марни успела начать соло-карьеру и выпутить две отличные пластинки, Ladytron наконец воссоединились и записали шестой по счету альбом. Главная (и хорошая) новость об этой пластинке – к команде снова присоединился продюсер Джим Абисс. С Ladyton он работал над их лучшим диском «Witching Hour», а кроме этого сотрудничал с кучей отличных музыкантов от Бьорк до The Music, Lush и Editors. Звучание вышло плотным и грязновато-тёплым, тут попахивает пост-панком и краут-роком. Много винтажных клавиш и монотонных басовых рифов, да и без шумных гитар не обходится. Но главное, полный порядок с сонграйтингом. Что ни вещь, то потенциальный сингл, а прекрасная «Paper Highways» это, пожалуй, лучшая песня зимы-2019.

16. Si Matthews «Decoding Signals» (Fantasy Enhancing)
Британец Сай Мэтьюз – одна из ключевых фигур в набравшем силу в последние несколько лет эмбиент-техно ренессансе. Эмбиент-техно – термин довольно условный, речь здесь не о каком-то родстве с техно, а скорее о том, что музыка эта чуть более бодрая и ритмичная, чем классический эмбиент в понимании Брайана Ино. В «Decoding Signals» событийный (т.е. не гудящий, а насыщенный мелодическими линиями, арпеджио и т.д.) эмбиент наложен на медленно похрустывающий электро-ритм. Ближайшие ориентиры для сравнения – два классических альбома с лейбла FAX (HIA/Namlook «S.H.A.D.O» и Spacetime Continuum «Sea Biscuit») и в какой-то степени – компиляции «Artificial Intelligence» с Warp Records. Разница в том, что музыка Мэтьюза на фоне записей из девяностых выглядит как HD-картинка по сравнению с полароидным фото, в этих слоях и деталях буквально тонешь.

15. Datach'I «Bones» (Timesig / Planet Mu)
Джозеф Фрайоли обладает довольно редкой способностью записывать на модульных системах не авангардные саундскейпы, а самую что ни на есть музыку. Альбом «Bones» (второй после долгой паузы) – запись довольно разноплановая. Тут есть и игривый мелодичный IDM в духе «Richard James Album» («Rhys», «Saiph»), и ретро-электроника в духе Катерины Барьери («Wand»), и минималистичная пьеса с плывущими синтезаторами под шестидесятые («Antumalal»), и суетливая, но красиво звучащая трескотня в духе Autechre рубежа девяностых-нулевых («Drone Maze»). А вот чего тут нет, так это навязших в зубах штампов современного брейнденса. Кажется, это и лучший его альбом.

14. 2xirtam “Quantum Worlds” (Carpe Sonum)
Второй альбом дуэта в составе Ли Норриса (Metamatics, Norken, Autumn Of Communion) и Фрэнка Рампелта получился, кажется, даже лучше первого, а планка и так была поднята очень высоко. 2xirtam следуют принципу «чтобы получить новый звук, для начала возьмите старый, не получивший должного продолжения». Здесь исходная идея – интеллектуальное чиллаутное электро на грани IDM из середины девяностых. Ориентиры для сравнения – Higher Intelligence Agency, в дуэте с Намлуком и без, Peter Benisch образца «Waiting For Snow» и отчасти звучание раннего Warp. Бонусом – чуточку космо-электроники и вокальных сэмплов, а главное, современная «высокая четкость», когда в звуковой картинке можно «разглядеть» каждую деталь.

13. Space Dimension Controller «Love Beyond The Intersect» (R&S Records
После великолепного концептуального электро-альбома «Welcome To Mikrosector-50» Джек Хэммилл будто бы намеренно избегал софитов и записывал нишевую музыку. Сначала это была серия ЕР, затем ретроградский, почти хонтологический, но нарочито неяркий альбом «Orange Melamine» на Ninja Tune, потом и вовсе малотиражный самиздат «Redemption Of The Cryonauts», вполне достойный широкого релиза, но почему-то отправленный в категорию «только для фанатов». Теперь Джек, кажется, вновь решился взойти на вершину. «Love Beyond The Intersect» явно продолжает линию «Mikrosector-50» – тот же обработанный голос, тот же теплый звук и те же электрофанковые клавиши, только по ритму это скорее хаус и аранжировки в целом чуть более минималистичные. Но главное, всё, за что мы любим Space Dimension Controller, тут наличествует по полной программе. Это снова «электро-спектакль» с единым сюжетом и настроением, только звучит сиквел чуть более меланхолично и интровертно.

12. Plaid «Polymer» (Warp Records)
Десятый по счету альбом Plaid начинается так, будто англичане решили вернуться во времена экспериментальных пластинок типа «Spokes». Однако к третьему-четвертому треку перед нами снова оказываются игриво-мелодичные Эд и Энди, которых мы знаем что по «Rest Proof Clockwork», что по «Reachy Prints». Впрочем, не слишком меняя музыкальную начинку, Plaid всё же год от года заметно обновляют и совершенствуют звук. Как тембрально, так и в смысле записи и сведения, «Polymer» – пластинка очень современная, звук здесь цифровой (даже при том, что в палитре есть живые инструменты), чистый до крайности. Каждая деталь различима, будто смотришь картинку в формате 4K. В очередной раз хочется отметить, что из подопечных Warp, прошедших весь путь от взлета IDM до его нынешнего ренессанса, именно Plaid сейчас в наилучшей творческой форме.

11. As One «Communion» (De:tuned)

Первый за 13 лет альбом Кирка Деджорджио под именем As One оказался шедевром. Здесь Кирк развивает классический звук раннего Warp Records времен серии «Artificial Intelligence», но еще до масштабного прихода IDM. На пластинке примерно в равных пропорциях смешаны мелодичный пост-детройт в духе B12 и Кенни Ларкина и эмбиент-техно примерно тех же времен. При этом сделано всё это в привычном для конца 2010-х высоком разрешении – звук прозрачный и насыщенный деталями, но всё еще теплый (примерно до середины десятых детальность и прозрачность почему-то напрочь убивала всю теплоту). Фирменные черты Деджорджио вроде слегка приджазованных клавишных соло и обильного использования TB-303 именно как бас-линии (т.е. с ручкой резонанса, выставленной где-то около нуля) здесь тоже на месте, но главное – что ни трек то потенциальный хит. Уже хотя бы продвинуться дальше композиции «Irimias» – задача не из легких, потому что рука сама тянется к кнопке «repeat».

10. Overmono “ライブ大阪 2018年6月” (Poly Kicks)
По неизвестной причине один из самых ярких электронных проектов последнего времени до сих пор не выпустил полноценный альбом. Ожидание лонг-плея неплохо скрашивает официальный концертник, изданный в Японии (!) на кассете (!!). Лайвы у группы настолько хороши (а мне довелось видеть их уже трижды), что кажется не всякая студийная запись их перебьёт, и возможно, сами музыканты это понимают. Здесь всё по высшему разряду – два получасовых нон-стопа из хауса, умного и в меру ретроградского техно, а главное – обновленческого брейкбита, флагманом и символом которого уже успели стать Overmono.

9. CoMIT «Remote Viewing» (A Strangely Isolated Place)
При всей любви к той музыке, которую Джеймс Клементс записывает как ASC, разобраться в десятках альбомов этого проекта уже решительно невозможно. Так что старт проекта CoMIT (ну точнее рестарт, три года назад под этим псевдонимом Джеймс выпустил семидюймовку) – хороший повод восстановить связь. «Remote Viewing» – это современная версия мелодичного IDM. Неторопливого, не слишком экстравертного, но на удивление содержательного и сбалансированного. Всё как бы на полутонах, без слишком выпирающих ритмических конструкций или слишком ярких мелодий или слишком плотных аранжировок, перегруженных инструментами, но каждый звук на своем месте. Базовые принципы вроде бы и те же, что у раннего Arovane или еще более ранних Autechre, борьба резкого угловатого ритма и нежных меланхоличных мелодий. Но на выходе получается обновленная, HD-версия жанра, и апдейт выходит очень удачным.

8. Caterina Barbieri «Ecstatic Computation» (Editions Mego)
Итальянка Катерина Барбьери входит в довольно узкий круг электронщиков, которые записывает очень далекую от мейнстрима музыку, но при этом заметны далеко за пределами сообщества любителей синтезаторных экспериментов. Она играет на фестивалях калибра «Примаверы» и получает восторженные рецензии от широкопрофильных изданий типа Pitchfork Media, и это тот редкий случай, когда весь хайп совершенно по делу. Её четвертый (и первый для Editions Mego) альбом – симфония арпеджиаторов. Сырой и нерафинированный аналоговый звук во всем великолепии. Свои треки она не перегружает продакшеном (никакого нью-эйджа и никаких аналогий с Tangerine Dream), но очень тщательно выстраивает их с композиционной точки зрения. В отличие от большого количества экспериментальной «арпеджиатроники», которая порой оставляет ощущение набора лупов без начала и конца, у Катерины всё в порядке с развитием сюжета и драматургией, 37 минут пролетают буквально на одном дыхании.

7. Synkro «Images» (Apollo)
Джо МакБрайд – человек на электронной сцене мягко говоря не новый, его первые околодабстеповые релизы датированы второй половиной нулевых. Несколько лет назад, когда хайп вокруг бас-музыки слегка поутих и звезды «умного дабстепа» вроде Burial и Clubroot либо сильно сбавили темпы, либо вовсе исчезли с радаров, Джо вдруг открылся с совершенно новой стороны. Он увлекся IDM и джанглом, выпустил два альбома на R&S, пару отличных сплит-пластинок с Джеком Левером и записал совместную ЕР с Arovane. На новом диске его горизонты раскрываются еще шире – тут и меланхоличный чиллвейв, похожий на воображаемый дуэт Кома Труза и Manual, и возвышенный балеарик а-ля Гача Бакрадзе (что особенно приятно, учитывая, что сам Гача в последнее время решил пробовать себя в техно и электро), и сентиментальный медленный IDM в духе всё того же Arovane или ранних Telefon Tel Aviv, и даже чуточку спейс-электроники. Очень яркая и эмоциональная электроника.

6. Bochum Welt «Seafire» (Central Processing Unit)
Один из моих кумиров девяностых, от которого я, пожалуй, меньше всего ждал долгой карьеры или даже ярких камбэков, в 2010-е, можно сказать, вышел на пик формы. Это уже третий за десятилетие лонг-плей с неизданным материалом (что по его меркам – просто невероятная плодовитость), хотя обойтись без самоповторов Джанлуиджи всё же не смог и в очередной раз перевыпустил хит 25-летней давности «Melodie d'Aout». По превью казалось, что на «Seafire», как на предыдущем диске «April» будут доминировать амбиентные зарисовки, но этот альбом оказался более разнообразным – тут есть и наивно-романтическое электро, и даже IDM, хотя тихих и по-осеннему уютных пьес без ритма всё равно больше. Но главное – все фирменные черты Bochum Welt (в первую очередь – талант супермелодиста и умение сделать самый тёплый и мягкий в мире звук) здесь проявляются как нельзя лучше. Джанлуиджи – как электронный Пиросмани. Он вроде бы делает совсем простые вещи (двух-трехминутные пьесы, где часто звучат одна и та же пара синтезаторов и глухо постукивает и пошаркивает неведомая драм-машина), но оторваться невозможно.

5. Steve Hauschildt «Nonlin» (Ghostly International)
Пластники Стива Хошильда варьируются в диапазоне от «очень хорошо» до «гениально» . Даже прошлогодний «Dissolvi», явно не лучший его релиз, где Стив звучал чуть более ритмично, чем обычно, и даже экспериментировал с вокалом, всё равно был чудо как хорош. На «Nonlin» Хошильд возвращается к космо-романтическому эмбиенту образца «Strands» с журчащими арпеджио, пульсирующим басом и струнными аккордами, тонущими в километровой реверберации. Красиво буквально до одури. Тот случай, когда звук, изобретенный в девяностые Global Communication, Sun Electric и их коллегами, при помощи современных технических средств переводится на новый уровень.

4. Barker «Utility» (Ostgut Ton)
Сэм Баркер, резидент «Бергхайна» и давний подопечный лейбла Ostgut Ton, где он вместе с Энди Баумекером издавал довольно неглупое техно, решил дальше работать сольно, и первым же альбомом сорвал джекпот. Уже его прошлогодняя ЕР была многообещающей, но ожидание лонг плея было скорее тревожным – уж сколько раз бывало, что ждешь от музыканта революции, а получаешь очередной «трендовый продукт», сделанный как бы по всем современным лекалам, но скучный до жути. Тем не менее, Баркер сдюжил. Большая часть альбома «Utility» – этакий «неотранс с человеческим лицом». Если Лоренцо Сенни или Konx-Om-Pax подходили к задаче уж совсем как постмодернисты-деконструкторы, то Баркер хочет не столько обыграть клише и вывернуть их наизнанку, сколько просто записать приятную пластинку с современным звуком (ударных нет, темп повыше, да и грув больше похож на современный футворк, чем на музыку девяностых), но все же по духу близкую записям 20-летней давности с лейблов Eye Q и Superstition. Треки у него эмоциональные и мелодичные, но совершенно без искусственной эйфории, которой как раз грешат нынешние деконструкторы.

3. Floating Points «Crush» (Ninja Tune)
Выдержав паузу в четыре года после дебютного диска «Elaenia» (появившаяся двумя годами позже пластинка «Mojave Desert» – все же скорее ЕР), Сэм Шепард подписался на Ninja Tune и выпустил альбом, звучащий совершенно по-новому. Если до этого он обитал где-то между future-джазом и спейс-электроникой, то теперь смешивает в одну кучу неоклассику (трек начинается с пьесы, которую вполне можно приписать кому-то из академических минималистов), брейкбита, электроники шестидесятых и техно в духе Джона Хопкинса. На бумаге это похоже на рецепт музыкальной пиццы, когда в дело идут остатки всей еды со вчерашнего стола, но в реальности Шепарду удается чудесным образом собрать из этих ингредиентов нечто целостное и очень привлекательное. «Crush» звучит как сложное и разнообразное произведение с единым сюжетом (тут впору проводить аналогии чуть ли не с FSOL), одинаково хорошо подходящее как в качестве интеллектуальной музыки для дома, так и в клубах. Хочется надеяться, что для концертного исполнения Сэм снова соберет живую группу.

2. Suumhow «Secuund» (n5MD)
Второй альбом бельгийского дуэта, играющего дистиллированный, беспримесный IDM – то, что на заре жанра описывалось как «борьба ритма и мелодии». На переднем плане чавкает и похрустывает изломанный и изорванный бит, за ним чуть вдалеке синтезаторы выводят нехитрые и лаконичные, но очень яркие мотивы. Бас-линии при этом часто нет вообще, и это кажется уже часть канона – низких частот вполне хватает и от бочки, в аранжировке при этом больше воздуха, а в мелодиях без «поддержки снизу» появляется какая-то приятная открытость и недосказанность. Форма абсолютно классическая (ближайший ориентир – Autechre где-то между «Tri Repetae» и «Chiastic Slide»), но чувство стиля и вкуса у бельгийцев прямо идеальное, каждый звук, каждая нота на своём месте.

1. Zahn / Hatami / McClure «Ypsilon» (n5MD)
Коллаборация IDM-классика Уве Цана aka Arovane и двух эмбиент-музыкантов с довольно экзотической пропиской. Даррен Макклюр родом из северной Ирландии, но живет в Японии, а Пория Хатами – иранец. Оба при этом в эмбиент-сообществе известны давно и хорошо: оба находятся в обойме лейблов …txt и Carpe Sonum, а Хатами еще и засветился на Time Released Sound. Судя по предыдущим релизам вместе и по-отдельности, от этого тройственного союза вполне можно было ожидать и препарированного фортепиано, и авангардной электроакустики, но на «Ypsilon» куда больше привычной, традиционной электроники, и это хорошо. Тут есть и гармоничные синтезаторные аккорды, и мелодичные соло (пусть они и спрятаны на задний план), и где-то вдалеке гулко постукивает неспешный ритм, т.е. технически альбом даже ближе не к эмбиенту, а к IDM, пусть и максимально тихому и интровертному – здесь вообще как будто нет передних планов. При этом и музыкальная глубина, и насыщенность, и степень проработки деталей просто запредельные. А главное – очень хорошо выдержан баланс между эмоцией и технической сложностью.

Метки: , , , , , ,
  • http://vk.com/id18362454 Билл Эванс

    Ура! Я ждал, и вы не подвели! Спасибо огромное.

  • http://vk.com/id7393079 Сергей Рожков

    Спасибо! Собрал плейлист в Spotify, может кому пригодится open.spotify.com/playlist...TUQTugdPu3qQ2jqA