Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшее в 2020, места 34-66

Автор: | 28.12.2020нет комментариев | просмотров 404

Во второй части топа — джаз, электро, экспериментальные страшилки, модерновый брейкбит и много IDM, но для начала – отдельная номинация без места.

Tangerine Dream / Thorsten Quaeschning

Деятельность в 2020-м группы Tangerine Dream и отдельных её участников решительно невозможно уложить в одну, две или даже три позиции, поэтому приходится выделять для них отдельную номинацию. Во-первых, группа выпустила в этом году альбом авторемиксов «Recurring Dreams», который по качеству и красоте прямиком отправляется куда-то в список их вечной классики. Что же до Торстена Кешнинга, то весь этот год он регулярно давал онлайн-концерты, каждый раз джемуя там с новым участником. Вышло их десятка полтора, часть из них я видел живьем, часть в записи, часть не видел вообще, но всё что я видел, было весьма впечатляюще. При этом Торстен не забывал и о «классических» альбомных формах – и как минимум диск «Capitol Session» точно попал бы моём списке в двадцатку. Ну и у Шнаусса тоже вышел очередной импров-релиз длиной в два с половиной часа. В общем, перед нами тот случай, когда за пандемию музыканты успели насочинять и наиздавать столько, что для осмысления всего этого понадобится, кажется, не один год.

Ну а теперь, собственно, вторая часть альбомной сотни.

66. Against All Logic «2017—2019» (Other People)

Второй по счету (первый охватывал период 2012—2017) сборник синглов, изданных от имени альтер-эго Николаса Хаара. A.A.L звучит чуть более танцевально, чем то, что Николас издает под собственным именем, но почерк за всем этим, конечно, узнается. Здесь Хаар по большей части ходит где-то вокруг софисти-хауса с по-модному перегруженным битом (привет, лоу-фай в духе лейбла Dekmantel), но то и дело заруливает во владения Four Tet, а иногда даже в IDM. Тут-то и получается самое интересное, лучшая вещь на пластинке («With An Addict») отдает лучшими записями Kim Hiorthoy, и это уже оправдывает всю затею.

65. Squarepusher «Be Up A Hello» (Warp Records)

Том Дженкинсон никогда не чурался бодрых рейверских записей, но в «Be Up A Hello» фирменный пушеровский drill'n'bass накачан если и не спидами, то как минимум, четырьмя банками «ред булла». Пулеметные очереди джангловых лупов, захлебывающийся визг TB-303 и хаотическое мелькание синтезаторных рифов – иногда кажется, будто Том для записи этого альбома вдохновлялся прогулками по залам игровых автоматов в Токио, где каждая машина норовит оглушить тебя своим саундтреком, а все вместе сливается в образцовую электронную какофонию. При этом драматургию альбома Дженкинсон-старший выстраивает очень тщательно: начинает с вещей бравурно-мелодичных, затем съезжает в почти Autechre-овский саунд-дизайн (лучшие треки на пластинке, пожалуй, как раз экспериментальные), потом переводит дух спокойной эмбиент-интерлюдией, а затем снова включает турбонаддув. Ко второй половине от этого слегка начинает кружиться голова, но альбом это не портит. Не уверен, что «Be Up A Hello» встанет в списке лучших альбомов Скверпушера где-то рядом с первыми двумя и «Hello Everything», но на третьем десятке карьеры такие пластинки – это, определенно, удача.

64. Digitonal «Set the Weather Fair» (Just Music)

Записав в прошлом году неожиданный дуэт с Proem под именем R84d, Энди Добсон наконец вернулся к своему основному проекту и выпустил новый альбом, всего лишь четвертый в его дискографии за после 20 лет. Энди – из тех музыкантов, что предсказуемы в самом лучшем смысле слова. Digitonal всегда верен своей стилистике (сочетанию IDM и консервативной неоклассики с заметным преобладанием последней) и стабильно держит планку качества. «Set the Weather Fair» в эту концепцию отлично ложится, разве что относительно предыдущего диска «Beautiful Broken» Digitonal стали как будто чуть более тихими и интровертными. Фортепиано, струнные, кларнет, арфа, синтезаторы – все это слегка препарировано (ровно настолько, чтобы обработка не довлела над оригинальным звуком) и наложено на слегка чавкающий и кое-где приправленный дисторшеном неторопливый бит. Красота, стройность и меланхолия – вот главные черты этой пластинки.

63. Zenker Brothers «Cosmic Transmission» (Ilian Tape)

Братья Дарио и Марко Ценкеры — основатели лейбла Ilian Tape (который мы знаем в первую очередь по релизам Skee Mask), клиенты легендарного Tresor и одни из зачинателей моды на хмурый «техно-брейкс», ставшей одним из главных клубных трендов последних лет. «Cosmic Transmission», второй лонг-плей в их дискографии, начинается даже чрезмерно спокойно – эмбиент, даб и тому подобные неспешные дела. Но как только начинаешь подозревать, что вот и Ценкеры поддались карантинной моде на домашний звук, братья включают брейкбитовый пулемет. Zenker Brothers по-прежнему в первую очередь про ритм и про тело, но и в качестве домашнего (ну или компромиссно «плейерного») саундтрека их альбом отлично подходит. Во-первых, запутанные ритмы придают пластинке некой «айдмэмности», во-вторых, слой амбиентных текстур на заднем плане делает музыку многомерной, добавляет ей новых сюжетов и скрытых планов. Ну а ближе к концу Дарио и Марко отключают бит и отправляются куда-то во владения неотранса, где отсутствие ударных совершенно не лишает музыку мощнейшего кача и грува.

62. Jaga Jazzist «Pyramid» (Brainfeeder)

Норвежский биг-бенд перебрался с Ninja Tune на Brainfeeder, но стилю своему не изменил. Перед нами всё тот же гибрид современного джаза и этакой оркестровой музыки, которую клонит то в академизм (на «Pyramid» это случается чуть реже), то в сторону «синематики». Самый необычный на альбоме последний трек, когда Джазисты вдруг выплывают на территорию нью-диско – появляется прямой бит (пусть и предельно мягкий и совсем не клубный) и синтезаторные арпеджио. Кажется, в XXI веке диско-грув у норвежцев в крови.

61. Damm «Nautical Dawn» (A Strangely Isolated Place)

Швед Джо Мюлл издавался с середины девяностых (он также известен под именами Icarus и Screwball Jams), сотрудничал с Кари Лекебушем, в общем, считался довольно типичным скандинавским техно-продюсером. Но как мы знаем, каждый техно-продюсер втихаря сочиняет эмбиент, посмотрите хоть на Стива Столла, хоть на Петера Бениша. За Джо залеты в сторону спокойной и меланхоличной музыки тоже водились давно, но случались они скорее в рамках танцевальных пластинок. «Nautical Dawn» уже не имеет к танцам совсем никакого отношения – тут мы слышим деконструированное даб-техно, разреженный электро-IDM (тут как раз вспоминается Бениш), спейс-электронику и даже бареарик в духе лейбла Big Chill. Разброс может и великоват (что, впрочем, неудивительно с учетом того, что Джо писал этот альбом 10 лет), но на фоне чересчур порой целостных пластинок с ASIP «Nautical Dawn» звучит свежо и ярко.

60. Roly Porter «Kistvaen» (Subtext)

Четвертый альбом экс-участника дабстеп-дуэта Vex'd, а ныне — автора самых страшных пластинок последнего времени. Сюрпризов никаких – Портер снова нагнал крипоты, теперь со средневековым флёром (для пущей убедительности – название, отсылающее к могильным камням на кладбищах в английском Дартмуре, ну и трек «похороны» конечно тоже есть). Рваная динамика с резкими переходами от почти полной тишины к грохоту. Обрывки песнопений, атональные оркестровые текстуры, промышленный лязг и скрежет вместо ритм-секции и сверхнизкий пост-граймовый бас. Мы все попадем в ад. А может быть просто сдохнем.

59. Lorenzo Senni «Scacco Matto» (Warp Records)

Итальянец дебютировал на Warp Records уже давно, но на запись альбома ушло целых четыре года – предыдущий лонг-плей, «Superpositions», вышедший на Boomkat Editions в 2014-м был как будто в прошлой жизни. По большому счету, всё, что мы слышим на «Scacco Matto», было уже на многочисленных ЕР, но здесь этот неотранс с ультрасовременным звуком (по тембральной палитре это уже почти EDM) наконец облечен в крупную форму. Самая удивительная черта Сенни в том, что обходясь почти без ударных, он ухитряется делать музыку на удивление танцевальную и прямо-таки рейверскую. Функцию бочки берет на себя упругий бас, а роль перкуссии выполняют резкие и громкие стаккато-синтезаторы. Ну а заканчиваются эти «танцы в лазерном дыму» наивно-ностальгическим номером «Think Big», где мелодии заставляют вспоминать уже не девяностые, а восьмидесятые.

58. upsammy «Zoom» (Dekmantel)

Второй (а по некоторым версиям – первый, если считать «Wild Chamber» длинным ЕР) альбом голландки Тессы Торсинг, теперь уже на подобающем её статусу молодого дарования лейбле Dekmantel. Формально то, что делает Тесса – стопроцентный IDM, но её ориентир – не саунд начала 2000-х (времени, которое принято считать расцветом жанра) и не ранний Warp, а что-то между – пластинки, выходившие году в 96м – 97м где-нибудь на Clear, GPR или даже Rephlex. Во-первых, Тесса весьма сдержана в мелодиях – её треки нельзя назвать немелодичными, но в то же время здесь нет ни классицизма форм а-ля Bola, ни сверх эмоций в духе раннего Афекс Твина, Sense или Gimmik. Во-вторых, ритм-секция тоже не вполне соответствует нашим представлениям от IDM-бите: тут вы не услышите ни цифрового глитча, ни скрежещущего перегруза, зато есть замысловатый рисунок, собранный по большей части (но не исключительно) из вполне привычных сэмплов классических драм-машин. И то, и другое характерно скорее для «докомпьютерной» эпохи – с одной стороны, получается очень ретро, с другой нынешняя молодежь куда больше доверяет «железу» и как следствие частенько звучит именно так.

57. The Amorphous Androgynous & Peter Hammill «We Persuade Ourselves We Are Immortal» (fsoldigital.com)
The Amorphous Androgynous & Peter Hammill «We Persuade Ourselves We Are Immortal (Remixes)» (fsoldigital.com)

FSOL не привыкать сотрудничать с «монстрами рока», они уже работали и с Робертом Фриппом, и с Гари Лукасом из Captain Beefheart & The Magic Band. Но здесь прямо сборная ветеранов психоделического арт-рока – помимо Хэммилла (чьё присутствие уже само по себе впечатляет) тут еще и Пол Уэллер на гитаре и фортепиано, саксофонист из Soft Machine, филармонический хор и струнная секция на 25 музыкантов. С музыкальной точки зрения Amorphous Androgynous при этом не то, чтобы сильно изменились – перед нами всё тот же навороченный шестидесятнический прог, переосмысленный на современный лад. Многочастная форма (вот в чем FSOL/AA точно нет равных, так это в умении создавать бесконечные и при этом совершенно нескучные «вариации на тему»), отсылки к Pink Floyd и чуть ли не Эднрю Ллойду Уэберу, драм-брейки из Beatles, ситар, гитарные соло и амбиентные интерлюдии в духе Вангелиса. В паре к 40-минутному альбому идет еще и ремикс-альбом аж на 14 треков (по необъяснимой причине вышедший раньше оригиналов), где треки с пластинки перерабатывают коллеги по психоделической тусовке, в массе своей широкой публике совершенно неизвестные. Особенно приятно видеть в этой компании киевских спейс-рокеров Atomic Simao.

56. Prins Thomas «Træns» (Running Back)

Альбом за альбомом Принс Томас ходил вокруг и около диско, клонясь то в даб, то в почти безударный эмбиент-хаус, то чуть ли не в краут-рок. К седьмому альбому норвежец, похоже, окончательно устал от экспериментов и захотел драйва. Если первый трек (а на пластинке в этот раз все композиции безымянные) звучит как слегка ускоренное, но всё же очень узнаваемое скандинавское спейс-диско, то дальше начинаются лихие девяностые. Утяжеленная бочка, бумкающий бас и резонансные фильтры, выкрученные на максимум, чтобы всё визжало и булькало. Транс и еврохаус итальянского разлива, «верните мне мой 1993-й». Не то, чтобы Принс Томас совсем уж отходил от диско-темы, динамичного hi-nrg в духе линдстремовского «Smallhans» здесь тоже хватает, но теперь вдруг становится очевидно, что и там не обошлось без «пагубных» влияний.

55. Fatima Yamaha «Spontaneous Order» (Magnetron Music)

Fatima Yamaha сегодня ассоциируется с тусовкой лейбла Dekmantel и выглядит проектом актуальным и модным, но Бас Брон был где-то рядом в последние лет 20-25. Он издавал пластинки под именами Gifted, Bastian и Seymour Bits (в этом качестве он успел засветиться даже на Clone и Breakin' Records) и не то, чтобы звучал как-то сильно иначе. Когда Брон начинает играть свои игривые прифанкованные клавишные соло, узнать его можно буквально по нескольким нотам. И здесь его фирменных клавиш тоже хватает. «Spontaneous Order» – милая и легкая танцевальная музыка с человеческим лицом. Электропоп и электрофанк (кое-где даже с вокалом), ностальгический френч-хаус («Day We Met» звучит как потерянный хит с альбома Daft Punk «Discovery») и ироничное ню-диско на 6/8 («Happy Hour at Hayek's»). Идеальный саундтрек для домашней новогодней вечеринки.

54. Specta Ciera «Last Light» (Neotantra)

Девин Андервуд, житель американского городка Кембридж, что под Бостоном, активен примерно с конца нулевых. За это время он успел выпустить полтора десятка альбомов в диапазоне от дрон-эмбиента до даб-техно и абстрактного электро и отметиться релизами на множестве лейблов, включая Carpe Sonum, I Absentee и Fantasy Enhancing. Его пластинка для Neotantra звучит по меркам этого лейбла весьма динамично – это вовсе не получасовые дроновые саундскейпы, а восемь пьес длиной по 5-7 минут, построенных вокруг медленных (т.е. не создающих грува), но всё же вполне активных секвенций. Больше всего это похоже на Dreamfish, Syzygy, Джеймса Бернарда или, скажем, «Solitaire» Дэвида Муфанга – музыку из середины девяностых, к которой применялся термин «эмбиент-техно», но бита в ней не было вовсе, а была лишь некоторая внутренняя пульсация.

53. Arovane «Gestalt» (Puremagnetik)

Вернувшись в музыку после 10-летней паузы, Уве Цан заметно расширил музыкальную палитру. Теперь он играет не только IDM и даб-техно, но и эмбиент, неоклассику и даже электроакустику, а еще очень тяготеет к коллаборациям, так что сольные записи для него стали редкостью. В «Gestalt» довольно много параллелей с замечательным прошлогодним диском «Ypsilon» – те же эмбиентные текстуры, насыщенные мелкими деталями, спрятанными на второй и третий план, та же холодность и спокойная отстраненность, те же тембры, шуршащие и позвякивающие как неваляшка. В общем, узнать за этим Уве несложно (что для эмбиента уже само по себе достижение). Но в отличие от «Ypsilon», здесь совсем нет бита, но есть (пусть и строго дозированные) откровенно мелодичные и позитивные пьесы.

52. Leif «Music For Screen Tests» (Whities)

За лейблом Whities в последнее время нужно следить особенно пристально, а уж за выходящими там альбомами (лейбл все же ориентирован скорее на короткие формы) – тем паче. «Music For Screen Tests» (саундтрек к «Кинопробам» Энди Уорхола, записанный специально к показу в лондонском Barbican Centre) – уже второй полнометражный релиз Лифа Ноулза и первый, где британец играет уже стопроцентный эмбиент. 55-минутный нон-стоп, записанный одним треком, условно поделен на 11 частей, каждая из которых соответствует одному из эпизодов фильма. И если саундтреки к драматическому кино всё же сложно слушать без привязки к видеоряду (слишком довлеет структура действия, длина сцен и т.д.), то здесь музыка самодостаточна. Это почти статический эмбиент-минимализм в духе лейбла 12k – здесь нет какой-то мелодико-гармонической драматургии, а есть чередование изолированных нот, висящих в пустоте аккордов, шумов и электронной перкуссии, которое вместе дает неожиданно цельную и приятную картину.

51. Quiet Places «Volume 1» (A Strangely Isolated Place)

За новым проектом стоят три музыканта, известных в последнее время главным образом по тусовке вокруг диджея Саши. Все они входили в состав его концертной группы, а Чарли Мэй не особенно скрывает тот факт, что за большей частью Сашиной музыки в реальности стоит он. Впрочем, у Мэя хватает и собственных проектов, под именем Spooky он неплохо известен и в прогрессив-хаус, и в IDM кругах. Ну а под именем Quiet Places троица, естественно, записывает эмбиент. Звучит пластинка не то, чтобы мрачно, но подчеркнуто холодно. Шумно-рыхлый звук, из которого едва выделяются отдельные инструменты, тревожные (пусть и не без просветлений) гармонии, неровные петли – всё это напоминает не то позднего Sense, не то Biosphere с привкусом космических арпеджио а-я Mysteries of Science, в сторону которых фокус смещается во второй половине альбома. Поверх музыки то и дело звучит spoken word на тему психоделических опытов и контактов с потусторонним миром – и это, пожалуй, ход спорный. Если отдельные голосовые сэмплы в эмбиент хорошо вписываются почти всегда, то связная речь всё же слишком уж отвлекает внимание от музыки. Вместо «continuous mix» версии (которая добавлена в релиз отдельным треком) хочется услышать инструментальную, но в остальном к пластинке никаких вопросов, такое не затерялось бы ни на Recycle Or Die, ни на Rising High, ни на em:t. А вот от канонов A Strangely Isolated Place эта пластинка как раз отходит. Фирменный ASIP-овский «печальный дрон» по-настоящему всплывает только на седьмой части (треки здесь безымянные), звучащей как воображаемый ре-эдит Кристиана Феннеса на Autechre «VLetrmx».

50. Four Tet «Parallel» (Text Records)

Казалось бы, главным альбомом, который Киран Хебден записал в 2020-м, считается танцевальный (и в общем довольно мейнстримовый) Sixteen Oceans, но как это часто бывает, нишевые «эксперименты на самоизоляции» оказались куда интереснее. Тут Киран экспериментирует со спейс-электроникой и модульным эмбиентом, а когда всё же заходит на территорию танцевальной музыки (фирменные Хебденовские хаус и броукен-бит тут тоже есть), делает это как-то особенно тонко и интеллигентно, без попыток играть поп или записывать клубные хиты.

49. Morphology «Horta Proxima» (Fireescope Records)

Финский электро-дуэт в последние пару лет успел отметиться на двух лучших лейблах в мире танцевальной музыки с человеческим лицом, Analogical Force и FireScope. Для последнего Матти Турунен и Михаэль Дикман выпускают уже второй лонг-плей, и если «Traveller» был скорее электро-альбомом, то «Horta Proxima» располагается примерно на равном расстоянии между электро и IDM. Тут и бит позамысловатее, и мелодика поразнообразнее, и звуковая текстура посложнее (астрономическая тема тут не просто так: космос не только в названиях, но и в аранжировках), при этом мощнейший клубный грув, разумеется, на месте. Есть в этом альбоме немало общего с Sasha «Airdrawndagger». Как минимум, и то, и другое – клубная (казалось бы) музыка, облеченная в форму концептуального альбома с единым сюжетом, идеально подходящего и для домашнего прослушивания.

48. John Frusciante «Maya» (Timesig)

Джона Фрушанте мы, разумеется, знаем в первую очередь как гитариста RHCP и заслуженного деятеля американской альтер-рок сцены. Но электроники он совсем не чужд – в его дискографии уже есть и несколько электронных сольников, и даже ЕР в соавторстве с Аароном Фанком aka Venetian Snares, изданная на его же лейбле Timesing в уже довольно-таки далеком 2010-м. Однако все его предыдущие электронные работы (при всём очаровании, например, сборника «Renoise Tracks 2009—2011») всё же вызывали ощущение этакой «прихоти звезды» – если бы Джон издал их под псевдонимом и тщательно скрывал реальное лицо, скорее всего не видать бы ему больше трех десятков скачиваний на Bandcamp. И вовсе не потому, что плохо, а скорее потому, что такого много. Альбом «Maya», посвященный ушедшей в мир иной любимой кошке, отличается от предыдущих дисков именно ощущением того, что посвятив этой музыке 10 лет Джон наконец дорос до статуса яркого и самостоятельного электронщика. Да, его треки по-прежнему не звучат новаторски и революционно, но в 2020-х этим вообще не может похвастать примерно никто. А вот дух передового британского рейва, благодаря которому Фрушанте и увлекся синтезаторами и сэмплерами, здесь передан просто идеально. Тут Джон исследует пространство, заданное тусовкой, когда-то собравшейся вокруг лейбла Rephlex, в первую очередь Скверпушером, его братом Энди aka Ceephax и Люком Вайбертом aka Plug. Мелко нашинкованные джангловые лупы, сэмплы из арсенала хардкор-групп начала 90-х, захлебывающиеся кислотные секвенции и настроение хорошего рейва, где скачешь всю ночь по колено в грязи, а к утру обнаруживаешь, что потерял телефон и кошелек, и почему-то совсем об этом не жалеешь.

47. Maserati «Enter The Mirror» (Temporary Residence Limited)

Квартет из Атланты – редкая по нашим временам группа с собственным, ни на кого не похожим звучанием. Ингредиенты вроде бы все знакомые (спейс-электроника, танцевальный бит и тяжелые пост-роковые гитары), но вот уже много лет группа остается единственными в мире носителем этого знания. Выдержав пятилетнюю паузу, Maserati вернулись, основательно подкачав за это время каждую из своих музыкальных мышц. Синтезаторы стали еще эпичнее, бит – еще энергичнее, а гитары – еще тяжелее. Вдобавок, в коктейль на постоянной основе добавился вокодерный вокал. В результате, начинается альбом как Джорджио Мородер, решивший поджемовать с Брайаном Мэем, но к третьему треку воображаемый Мэй удаляется, а на его место заступают Judas Priest. Получается натуральный олдовый хард-н-хеви с вокодерами и арпеджиаторами. Причем сыгранный не с пост-модернисткой ухмылочкой а-ля Blanck Mass, а со всей серьезностью. Нужно ли добавлять, что получилось СВЕЖО?

46. Vcam «Arconide» (n5MD)

Еще один удивительный камбэк, которых в 2020 было немало. Дискография Джеймса Лонга до этого момента состояла из одной ЕР, изданной на n5MD в 2002-м, нескольких треков на сборниках и ремикс для Gridlock. И вот, спустя почти двадцать лет – полноценный альбом, звучащий как будто на дворе всё еще примерно 2003-й. Это в меру экспериментальный, хоть и не лишенный мелодий, цифрового оттенка (несмотря на то, что вся пластинка записана в «железе», немалая часть из которого, очевидно, аналоговая) IDM – где-то рядом Autechre времен LP5 (а может и времен «SIGN»?) и продукция лейбла Schematic рубежа тысячелетий. С одной стороны – сбивчатые ритмы, максимально холодные тембры и авангардный саунд-дизайн, с другой – выплывающие то тут, то там, минорные аккорды и лаконичные, но вполне отчетливые мелодии.

45. Saphileaum «Samosi» (Constellation Tatsu)

Тбилисец Андро Гогибедашвили издает музыку уже года четыре и за это время успел даже засветиться на канадском Silent Season в компании ASC и Mind Over Midi, но в поле зрения «проверки» попадает впервые. Записывает Андро музыку нарочито медленную и спокойную, так что в афишах «Бассиани» вы его не встретите. «Samosi» – пластинка (точнее, кассета) совершенно дзенская, классический эмбиент по заветам Vidna Obmana или Майкла Стернса. Здесь есть толика нью-эйджа, но совершенно без характерной для жанра пластиковой легковесности. История про умиротворение и погружение в себя.

44. Aux88 «Counterparts» (Direct Beat Classics)

Девятый лонг-плей детройтских электро-консерваторов, отметивших в этом году 35-летие музыкальной деятельности. Aux88 – из тех музыкантов, что как минимум четверть века бьют в одну точку, поэтому описывать их стиль едва ли есть смысл – это в меру жесткое и хмурое клубное антиутопическое электро. Но оставаясь строго в этих рамках (стилистически на пластинке выделяется разве что первый трек, мягкое техно по заветам Underground Resistance) Киту Такеру и компании снова удалось сделать хорошо.

43. Hollan Holmes «Milestones» (Spotted Peccary)

Техасского композитора и художника Холлана Холмса тоже подмывает зачислить в ряды консерваторов хотя бы из поколенчески-возрастных соображений, но никак не на фоне E-Musikgruppe Lux Ohr. Играет он тоже вполне традиционный «берлиншуле», но звучит гораздо более современно (в том числе относительно своих же более ранних записей), мелодично (это уже не психоделический минимализм, а музыка с довольно яркими темами) и по-хорошему трансово. В первой половине альбома вспоминаются уже скорее не семидесятые (хотя корень и идет оттуда), а девяностые в диапазоне от Eye Q и MFS до Rising High и Recycle Or Die. Впрочем, с вариативностью тут полный порядок, на «Milestones» можно услышать и тёплое обволакивающее журчание в духе Марка Магвайра, и масштабную «синематику», и вполне «олдовый» нью-эйдж.

42. Paul Blackford «Betamax» (Central Processing Unit)

Британец Пол Блэкфорд – выходец из электро-брейкс сцены, известный по релизам на лейблах Breakin', WeMe и собственном Militant Science. Подписавшись на CPU, Пол значительно смягчил звук и к третьему релизу заиграл этакое синтетическое даунтемпо – легкое, изящное и совершенно лишенное испортивших жанру репутацию штампов вроде сэмплов из джаза и рейдов на территорию easy listening. В Пола будто бы вселился дух Тома Миддлтона (Tom Middleton) года, этак, 1996-го, времен ремиксов на Softballet и Palmskin Productions. Подчеркнутый стаккато-бас и сентиментальные мелодии. Вот только у Блэкфорда есть и еще один корень – музыка восьмидесятых в диапазоне примерно от Яна Хаммера (Jan Hammer) до саундтреков к видеоиграм и того, что называется library music. Что-то в «Betamax» есть от синтвейва, лишенного влияния диско и спейс-электроники. Короче говоря, модное ретроградство, но развернутое под совершенно неожиданным углом.

41. GoGo Penguin «GoGo Penguin» (Blue Note)

Пятый по счету и третий для Blue Note альбом манчестерского трио. Стилистически GoGo Penguin меняются от альбома к альбому очень незначительно, перед нами всё тот же гибрид «прокачанного» джаза (ритм-секция у трио звучит почти так же мощно, как скажем у Red Snapper, которых принято причислять не к джазовой, а уже скорее к клубной сцене), музыки к воображаемому кино и этакого пост-академизма в духе Brandt Brauer Frick или Aufgang. При этом с каждой пластинкой группа становится на полшага более консервативной (больше джаза и академизма, меньше брейкбита) и более виртуозной. Дорожка это небезопасная, но пока «Пингвинов» это только красит.

40. Skurken «Zetorr» (Touched Music)

Исландский ветеран, записывавший IDM еще в девяностые, издает музыку редко (альбомы у него выходят примерно раз в пять лет) и в основном на родине, так что релиз на Touched можно считать в некотором роде выходом в большой свет. «Zetorr» – этакий «прогрессивный IDM» с замысловатыми аранжировками, сложными ритмическими рисунками (в том числе выходящими за рамки привычных 4/4), неочевидными гармониями и плотной звуковой текстурой. Ориентирами для сравнения можно назвать поздние записи Plaid, где ставка тоже делается на сложность без ущерба музыкальности (впрочем, относительно них Skurken звучит на порядок мягче) или Orbital конца девяностых – начала нулевых. И то, и другое – «мелодичная музыка с нелогичными мелодиями», что в электронике встречается довольно редко и от этого еще ценнее.

39. E-Musikgruppe Lux Ohr «Non Plus Ultra» (Svart Records)

Финский квартет E-Musikgruppe Lux Ohr – главные консерваторы спейс-андерграунда, прямые наследники Tangerine Dream и последователи берлинской школы. «Non Plus Ultra» – это уже почти спейс-рок. Гитары, мелотрон, живые ударные, но в основе всё равно пульсирующие синтезаторные секвенции и арпеджио. На этой пластинке финны наиболее близко подошли к развитию темы «Rubycon» и «Phaedra», двух наиболее знаковых и классических альбомов TD. Тут бы можно было побрюзжать про вторичность, но, во-первых, тема не то, чтобы избита (при всем обилии спейс-электроники, прямого развития «рубиконовской» психоделии музыканты как-то избегают), во-вторых, получилось просто здорово.

38. Steve Roach «Tomorrow» (Projekt)

Стив Роуч, который вот уже лет сорок играет медитативную спейс-электронику, тяготеющую то к нью-эйджу, то к дроуну, внезапно решил включить секвенсор. На «Tomorrow» всё журчит и пульсирует, и эта динамичность Роучу определенно идет. Пластинка навевает ассоциации не то с лучшими работами Клауса Шульце, не то и вовсе с Emeralds (относительно которых в музыке Стива всё же куда больше холода). Вроде и консервативно, но как-то совершенно не замшело.

37. Lindstrøm & Prins Thomas «III» (Smalltown Supersound)

Третий совместный альбом двух суперзвезд норвежского балеарик-диско. Уж простите за такое несоответствие топонимов – где Балеарские Острова, а где Осло, но так уж вышло, что архипелаг в средиземном море стал мировым символом вальяжной и расслабленной клубной музыки, а Скандинавия – её главным производителем в последние лет 15. И надо сказать, что при том, что эти два норвежца в последнее время увлекались то спейс-электроникой, то краут-роком и дабом, то наоборот hi-nrg, на «III» они играют именно что дистиллированный балеарик. Темп «не выше ста» (горизонтальное диско?), замысловатая живая перкуссия, насыщенные оркестровые аранжировки (так и хочется вспомнить Поля Мориа), приджазованные клавиши и гитары с квакушками. Подарок для всех, кто соскучился по проекту Quiet Village или просто хочет тепла и позитива снежным зимним вечером.

36. Róisín Murphy «Róisín Machine» (Skint Records)

Самая органичная и стилистически выверенная работа Рошин со времен «Overpowered». Добротный сонграйтинг и танцы вокруг неторопливого лефтфилд-диско в духе лейбла DFA, аутентичных семидесятых «designed for studio 54» и хауса daft punk'овского ралзива. Бонус-диском – шесть вxtended-версий, и в кои-то веки дополнительный материал не хуже, а где-то даже лучше основной программы. Единственное, чего, может быть, не хватает «Róisín Machine» относительно того же «Overpowered» – стопроцентные хиты. Да, «Murphy's Law» или «Jealousy» (которую она играла на концертах еще три года назад), не затеряются в плейлисте contemporary hits-радио, однако в целом пластинка всё же в первую очередь про звук и атмосферу. Впрочем, может это и к лучшему.

35. Cygnus “Colecovisions” (Biosoft Records)

Техасец Филип Вашингтон появился на большой орбите в 2012-м, когда его пластинку «Newmark Phase» выпустил лейбл Central Processing Unit. С тех на счету Cygnus с полтора десятка альбомов и ЕР и все это время Фил ходит где-то вокруг классического детройтского электро звучания в духе Drexcia, то и дело совершая рейды в сторону чуть более мягких и мелодичных «диповых» территорий. На «Colecovisions» (странном по форме релизе, состоящем как бы из трех частей, получасовой ЕР с новыми треками и двух длинных концертных записей) Филип дает резкий крен в сторону электрофанковых мелодий и песенных форм с вокодерным вокалом. Получается просто сногсшибательный geek-pop: если вы соскучились по Space Dimension Controller времен «Welcome To Mikrosector 50» или по песенному DMX Krew, не проходите мимо. Открывающая альбом «Make Your Brain Relax» мелодически отсылает чуть ли не к «Men In Black» Уилла Смита (Will Smith), а главный хит альбома – несомненно «Afternoon Computing» с рефреном «If you have a problem with your body or your mind, we can fix that easy just for 15.99». Если бы в альтернативной вселенной электро-гиков были поп-чарты, эта вещь бы не слезала с первого места несколько месяцев.

34. Andrea «Ritorno» (Ilian Tape)

Туринский продюсер издается на Ilian Tape аж с 2012-го (похвальная верность лейблу – ни одного релиза «на стороне»), но до первого альбома дозрел только сейчас. Лейбл братьев Ценкер можно назвать не просто законодателями мод, но и первопроходцами нового звучания, и «Ritorno» – в некотором роде квинтэссенция этого звука. Туманная лефтфилд-электроника, неторопливый минималистичный брейкбит (ритмически похожий на замедленную версию оригинальной, безвокальной «Born Slippy»), плавающий бас и кивки в строну джангла, герриджа и IDM – всё это и впрямь звучит свежо, интересно и как-то абсолютно инвариантно относительно домашнего и клубного звука. Это музыка мощная и ритмичная, которая при переносе на Hi-Fi звук абсолютно не превращается в тыкву.

Метки: , , , , , , , , ,