Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

[organickloud] Лучшие альбомы 2012. Места 01-20

Автор: | 29.12.20125 комментариев | просмотров 3 093

Двадцатка лучших альбомов крайне урожайного на хорошую музыку 2012-го.

20. Future Sound Of London “From The Archives Vol. 7” (fsoldigital.com)
За два с половиной десятка лет моего активного меломанства, кажется, ни одна пластинка не потрясла меня настолько своей «ни на что не похожестью», как в своё время «Lifeforms». Примечательно, что не то, что развить, а даже толком склонировать этот коллажный эмбиент не удалось никому. Так что пока у Дуганса с Кобейном в загашниках еще остаются записи тех времен, тёплое место в моём рейтинге им гарантировано. Надо сказать, что где-то к пятому-шестому выпуску «From The Archives» создалось ощущение, что «закрома родины» иссякают, но видимо колодец этот дна просто не имеет – снова наковыряли откуда-то шедевров.

19. 36 “Lithea” (3six Recordings)
Вы будете смеяться, но тут опять эмбиент. Глубокий, текущий медленно как лава, с далёкими хорами, шумом, птичьими криками и переговорами по рации. Люблю почти все релизы этого музыканта, но «Lithea» это, кажется, лучшее, что он сделал.

18. Maserati “Maserati VII” (Temporary Residence Limited)
Мазерати в первую очередь ценны как изобретатели собственного звука. «Пост-рок-диско» сочетание все же до жути чудное, но как оказалось, отлично работающее. Здесь они гнут ту же линию – прямой диско-бит и тяжеленные, местами почти металлические гитарные рифы. Есть и чуточку электроники в исполнении, разумеется, их закадычного приятеля Стива Мура, и даже вокодерный вокал.

17. Loscil “Sketches from New Brighton” (Kranky)
Если Bohren & Der Club Of Gore это дум-джаз, но Loscil это дум-техно. От бита осталась только едва заметная пульсация в нижних частотах, чуть повыше – похоронного настроения аккорды и редкие клавишные ноты. Удивительно холодная и удивительно безысходная пластинка. Саундтрек к концу света, но не резкому и пафосному, а такому, при котором все просто медленно умерли поодиночке от старости и болезней.

16. Tim Hecker & Daniel Lopatin “Instrumental Tourist” (Software)
Такого рода «супердуэты» нечасто получаются удачными, но Хекер и Лопатин каким-то образом ухитрились пройтись по полю с граблями без урона для собственных лбов. В звуке, конечно, больше Хекера (эмбиент-неоклассика с гомеопатической дозой харш-нойза), но и Лопанинские психоделические лоуфай-коллажи с неровными петлями тоже слышно. В результате получилась пластинка с оптимальным соотношением авангардности и доступности – экспериментам тут явно даётся ход, но они не давят музыку, распознать на втором слое чёткие гармонические структуры труда не составляет.

15. Icebreaker & BJ Cole “Apollo” (Cantaloupe Music)
Немалая часть успеха этой пластинки в том, что я видел живое исполнения «Аполло» летом в Париже. Оркестр, играющий «An Ending» это, скажу я вам, впечатление на всю жизнь. Я уже давно твержу, что многие электронные произведения давно пора играть как классику, хорошим ансамблем и не обязательно с участием авторов. «Аполло» — как раз из такого разряда. Это лучший альбом Брайана Ино, а оркестровое переложение всю его красоту только подчёркивает.

14. Clark “Iradelphic” (Warp)
Крис Кларк – артист из разряда «hit and miss», может записать прекрасную пластинку, может – такую, что и до конца не дослушаешь. В этот раз повезло. «Iradelphic» это уже «пост-IDM», в сложные структуры чего только не наплетено – и бас-музыка, и акустические гитары, и вокал Мартины Топли-Бёрд. При этом Крис не перебарщивает с качем и не увлекается заковыристой электроникой в ущерб музыкальности. В сухом остатке – удачная пропорция драйва, меланхолии и музыки для мозгов. Ну и, разумеется, суперхит: «The Pining Pt2» — лучшее произведение в пяти четвертях со времен «Take Five» Брубека.

13. Jonas Munk “Pan” (El Paraiso Records)
Йонас Мунк, один из моих постоянных фаворитов, на этот раз он решил отложить свой основной проект Manual ради записи семидесятнического альбома под настоящим именем. «Pan» — ностальгический трип под влиянием Tangerine Dream, Майка Олдфилда и Яна Хаммера. Такой музыки в этом году было много, и в массе своей она была хороша, но Йонас опередил конкурентов хотя бы в том, что издал свой диск еще зимой, так что его я слушал почти весь год, а того же Хошильда – от силы месяца три.

12. Majeure “Solar Maximum” (Temporary Residence Limited)
Мои любимцы Zombi в этом году решили писаться порознь, в результате хорошей музыки стало вдвое больше. Этот диск проекта Majeure (за которым стоит барабанщик Zombi Энтони Патера) вышел прямым продолжением прошлогоднего лонг-плея Zombi “Escape Velocity” с легким уклоном в сторону не то спейс-рока, не то жарровской электроники. «Extreme Northern Lights» будто писана под финальные титры блокбастера про спасение мира.

11. Datassette “People Without Mouths” (Shipwrec)
Удивительный гибрид хромого пост-дабстепа, электрофанка, нью-диско (именно этот чувак в своё время сделал мой любимый мэшап из Casco и Grandmaster Flash) и скоростного IDM, отдаленно напоминающего поздних Autechre, увлекшихся поп-мелодиями. А посреди этой мешанины стилей и темпов спрятан один из крутейших треков этого года «Don’t».

Don't by Datassette from Bhootham on Vimeo.

10. Mogwai “A Wrenched Virile Lore” (Rock Action)
Mogwai вдруг вернули смысл некогда мной обожаемому, но в последнее время совершенно потерявшему ценность жанру ремикс-альбома. Здесь всё как и должно быть – не полтора десятка однотонных танцевальных версий для диджеев, а реальное переосмысление оригиналов во всех возможных жанрах от фолка и эмбиента до диско и электро.

9. Kettel & Secede “When Can” (Sending Orbs)
Все почему-то удивились, услышав на «When Can» нью-эйдж, а по мне всеми обожаемый диск Secede “Tryshasla” – нью-эйджевый процентов на семьдесят. Просто «Тришасла» устроена так: в ней есть два хита, а всё остальное время Сисид торжественно и красиво подъезжает к ним на козе. На «When Can» Леннард отбрасывает ненужные формальности, седлает козу и час скачет на ней по живописным прериям. И уж в чем можно быть уверенным на сто процентов, так это в том, что так больше никто не делает. Вот правда Kettel я тут совсем не слышу, но это уже видимо факт моей биографии.

8. Chairlift “Something” (Columbia)
Ну должно же у меня быть хоть что-то из стандартных хипстерских десяток? Chairlift в этом году прямо-таки оправдывали существование поп-музыки. Им принадлежит добрая половина поп-песен, запавших мне в этом году в душу, да и их концерт (не московский, где они были дуэтом, а бостонский, где Chairlift на сцене были впятером) был одним из лучших впечатлений 2012-го.

7. Emeralds “Just To Feel Anything” (Editions Mego)
Группа-открытие позапрошлого года выпускает чёрте какой по счету альбом, но почему-то хочется сказать «второй», все-таки дату подписания на Editions Mego можно считать новой точкой отсчёта. По сравнению с «Does It Look Like I’m Here» «Just To Feel Anything» — более мягкий (совсем без нойза), более мелодичный и более прог-роковый, пусть и с ритм-машиной. Что-то в них появилось от Майка Олдфилда. И что опять же круто, чуваки не просто «дизайнят», но и темы сочиняют очень красивые. От заглавной вещи просто дух захватывает.

6. Ulrich Schnauss & Mark Peters “Underrated Silence” (Buerau B)
Мимо моей десятки Шнаусс никогда не промахивается, вот и его дуэт с гитаристом Engineers Марком Питерсом пришелся мне весьма по вкусу. И суперплотный «dreamy» звук, и фирменные мотивы на месте. На “Underrated Silence” конечно есть лёгкий привкус саундтрековости (мелодии как бы приглушены, убраны на задний план), в этом смысле ЕР-шка с ASC будет поярче, но и этот диск тоже красив до одурения.

5. Crisopa “Biodance” (n5md)
Долгожданный альбом от давно любимого по нет-релизам испанца оказался даже лучше, чем можно было ожидать. Смешать вместе пост-дабстеповые биты и голосовые коллажи, IDM и мечтательную дримтронику – ход вроде бы прозрачный, но весь вопрос тут не в том, что а в том, как. «Biodabce» исполнен просто идеально.

4. Lee Anthony Norris & Michael Gainford “Autumn of Communion” (FAX +49-69 450464)
Уже упомянутые выше Mick Chillage и Metamatics выпустили, пожалуй, лучшую пластинку лейбла FAX последних десяти лет. Неземной красоты эмбиент, изредка разбавленный хрустящими битами, не затерялся бы и в компании «S.H.A.D.O», «Waiting For Snow», «Sea Biscuit», «Ambiant Otaku» и прочей классики жанра. Ужасно грустно, что это последний релиз лейбла (но не последний для проекта – Мик и Ли уже обещают вторую часть), но лучшего финального аккорда для такой славной истории не придумать.

3. Lindstrom “Smalhans” (Smalltown Supersound)
После выхода «Six Cups Of Rebel» Линдстрем решил спешно спасать ситуацию и уже через несколько месяцев его свежий хит «Ęg-Gęd-Ōsis» гремел на всех танцплощадках – таких заводных и жизнеутверждающих танцулек он не записывал со времен «I Feel Space». К осени Ханс-Петер разродился лонг-плеем. Все шесть треков были устроены по очень похожей формуле и строились на череде восходящих аккордов, что-то в этом было и от старого доброго hi-nrg диско, и от трансовых аплифтеров начала нулевых. Но если у предшественников восходящая лестница обычно насчитывала три ступеньки, то Линстрем мог прошагать вверх несколько октав. Получились беспроигрышные танцевальные гимны. К весне это «десертное диско» наверняка надоест – слишком привязчиво, но пока оторваться невозможно.

2. Steve Moore «Light Echoes» (Cuneiform)
Стив Мур и его многочисленные проекты – лучшее, что происходит с электронной музыкой в десятые. Мур медленно, но верно двигался в сторону эмбиента и вот, наконец, торжественно к нему пришел. “Light Echoes” звучит как потерянная запись из 1994-го, что для эмбиент-альбома лучшая рекомендация. 70 минут звучания (и это в 2012-м, когда больше сорока пяти, кажется, никто не осилит!), а один из треков и вовсе идёт почти полчаса. Больше всего этот космос (а Мур играет космическую музыку без малейших сантиментов, как было принято в девяностые – ни одной попсовой мелодии, сплошной холод геометрических узоров) напоминает пластинки восхитительного и незаслуженно забытого лейбла Recycle Or Die.

1. Orbital “Wonky” (ACP Recordings)
С первым местом в этом году не было никаких раздумий. Камбэк любимой группы, да еще и с пластинкой, которая бы и в классическом (93-99) периоде не затерялась, это лучшее, что можно себе вообразить. 2012-й вообще для меня был годом Орбитал, слишком много событий крутилось вокруг них – и отмененный BLOC, и долгожданный приезд в Москву с лайвом. Но альбом в этой череде событий – безусловно главное.

Метки: , , , ,
  • agentapple

    Какая радость, что эксперименты Криса Кларка в этом году хоть кто-то заметил. =)

    • http://twitter.com/c0me2dd Arthur

      все заметили, не всем понравилось)

  • http://www.facebook.com/waul24hr Maxim Pershin

    Maserati “Maserati VII” весьма хорош! В моем топе он на втором месте (после Hammock).

    • PhilippPirozhkov

      Спасибо за наводку на Hammock

  • http://twitter.com/c0me2dd Arthur

    Вот Crisopa, я чет вообще не догнал, тем более на n5md я не такого ожидал.