Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшее в 2018 — синглы и ЕР

Автор: | 14.12.20185 комментариев | просмотров 997

Пару лет подряд у меня было ощущение, что годовой топ рано или поздно превратится из альбомного в такой вот рейтинг «коротких форм», но кажется, альбомы хоронить еще рано. По крайней мере, в 2018-м рейтинг ЕР даже сократился с двадцати пяти позиций до пятнадцати. Лейблом года для меня стал FireScope и отмечать этот факт стоит именно здесь, в топе ЕР. Тот случаЙ, когда ждешь каждого релиза и почти никогда не разочаровываешься. Старые герои вроде Bordello A Parigi или Analogical Force тоже были в целом в порядке, но всё же рост количества идёт у них несколько во вред качеству. То ли слуайно, то ли закономерно, но в этом году в топе нет синглов (т.е. пластинок длиной в 1-2 трека плюс ремиксы). Всё здесь отмеченное — скорее именно extended plays, что-то вроде коротких альбомов.

15. Tony Allen & Jeff Mills «Tomorrow Comes The Harvest» (Blue Note France)
Великий нигерийский барабанщик Тони Аллен в последнее время полюбил коллаборации с электронщиками. В конце нулевых он записывался с Джими Тенором, минувшим летом гастролировал вместе с детройтским хаус и фанк-продюсером Amp Fiddler, а теперь вот объединился с техно-ветераном Джеффом Миллзом. Миллз вырос на джазе и электрофанке, но в его исполнении мы вот уже четверть века слышим исключительно техно и эмбиент (его последний соло-альбом вышел в минувшем январе). Даже когда Миллз выходил на сцену с симфоническим оркестром, всегда было понятно, чего от него ждать. Но в этот раз Тони Аллен то ли задавил партнера авторитетом, то ли наоборот раскрыл ему какие-то неведомые чакры, но от техно на этой пластинке нет и следа. Миллз и Аллен играют хмурый и минималистичный спейс-джаз. Синтезаторные текстуры отведены чуть на задний план, а на переднем барабанная канитель Тони Аллена и орган с квакушкой, напоминающий чуть ли Херби Хэнкока начала семидесятых. Не сказать, чтобы многоопытные мужчины открыли этим альбомом какой-то новый жанр, но в техно-континууме эта запись звучит весьма свежо и необычно.

14. Hatchie «Sugar & Spice» (Heavenly Recordings)
Выше будет сплошная электроника, а пока двадцатиминутка дрим-попа, которого в этом году было мало, и тем ценнее редкие примеры. Певица из Брисбена исполняет лёгкие и светлые песни по заветам группы Anymore (старый и неоцененный по достоинству проект Райана и Ребекки Косбум, в котором играл на бас-гитаре будущий продюсер Монеточки) и старых добрых Dubstar, о которых мы еще поговорим в альбомном топе. Музыка из какого-то совсем иного времени, и этим во многом и прекрасная. Надо сказать, что непопадание в тренды не то, чтобы очень мешает успеху Хэтчи. В будущем году она уже играет на Примавере, где я даже надеюсь на неё посмотреть.

13. Bauri «Vinkelvolten II» (FireScope Records)
Второе появление Мартина Абрахамсона на замечательном лейбле FireScope, о котором тут еще немало будет написано. И если на первой, прошлогодней пластинке, был в меру бодрый IDM и даже кое-где прямая бочка, то вторая часть – концентрированная меланхолия под заторможенный хип-хоповый бит. Ну и за такой звук мы в принципе Bauri и любим, мало кому удается так обаятельно грустить.

12. Dopplereffekt «Athanatos» (Leisure System)
«Athanatos» – компромисс между двумя ипостасями дуэта, скуповатым ритмичным электро (которое двадцать с лишним лет было для Dopplereffekt генеральной линией) и научно-фантастической спейс-электроникой, которая ярче всего проявилась на прошлогоднем альбоме «Cellular Automata». Здесь с одной стороны почти всегда (на всех треках, кроме первого) есть бит, с другой – драматические струнные и синтезаторное журчание под семидесятые. «Короткая форма» оставляет ощущение недосказанности, но звучат Джеральд и Микаэла как всегда здорово.

11. Yagya «Fifth Force EP» (XOZ)
К современным записям Yagya у меня довольно сложное отношение – эксперименты с вокалом мне у него не нравятся совсем, да и в целом его альбомы нулевых я ценю куда больше, чем то, что он делал в десятые. Но когда Адальштайн решил записать клубную техно-пластинку, получилось прямо стопроцентное попадание. Ближайшее сравнение – Underworld конца 90-х – начала 2000-х, кажется вот-вот вступит Карл Хайд со своей мелодекламацией. Быстро, атмосферно и как-то совершенно не в современном тренде (что есть безусловный плюс). Без фирменной северной грусти тоже не обходится, но тут она картины совсем не портит.

10. D’Arcangelo «D’Arcangelo» (Happy Skull)
Ретромания и увлечение архивами и переизданиями достигли таких масштабов, что пластинки уже приходится снабжать специальными бирками: «Это совершенно новый материал! Слышите? Когда еще такое было!». Фабрицио и Марко д'Арканжело, впрочем, и без этого ярлычка трудно заподозрить в попытках продать материал «второй свежести» – чистый современный звук слышен с первых же нот. Дело тут скорее в том, что безымянная ЕР в их дискографии уже была, а как-то отличать релизы 1996-го (который, к тому же, не так давно был переиздан) и 2018-го годов всё же нужно. Нынешнее звучание d'Arcangelo идеально вписывается во вселенную лейбла Analogical Force, где братьям выпала почётная обязанность открывать каталог. Если расположить IDM, электро и обновленческий эйсид равносторонним треугольником, то Фабрицио и Марко расположатся точно в его центре. Добавьте к этому типично итальянский мелодизм и получится идеальный брейнданс, о котором его изобретателю Ричарду Джеймсу приходится только мечтать.

9. Roel Funcken «Sapper Morton EP» (Analogical Force)
Три года назад лейбл Analogical Force выдал фантастический старт и довольно долго держался на таком высоком уровне, что каждый релиз становился большим событием. Примерно к третьему году соотношение сигнал/шум здесь всё же изменилось не в лучшую сторону и лейбл стал грешить несколько однотипным брейндансом, но шедевры выдавать продолжает. Пластинка голландца Рула Функена, участника дуэта Funckarma, не слишком похожа на другие его релизы – здесь нет ни суховатого и жесткого IDM, ни экспериментов с дабстепом, ни отмороженного эмбиента. Вместо них – мелодичное, слегка приайдиэмленное электро, стилистически близкое лейблу Rephlex (преемником которого и считается Analogical Force). Где-то неподалеку – DMX Krew, Люк Вайберт и Aphex Twin времен «Аналордов».

8. Overmono «Raft Living» (Poly Kicks)
Полноценное возвращение брейкбита – лучшее, что случилось с клубной музыкой в 2018-м, и лондонский дуэт Overmono стали, возможно, главными проводниками этой тенденции в массы. Альбома они, вопреки ожиданиям, так и не издали, но двух ЕР вполне хватает чтобы доказать собственную состоятельность. Тут надо вспомнить, что почти любой новый тренд произрастает из какой-то тупиковой музыкальной ветви, не получившей нового развития. И в случае с Overmono эта ветвь – трек Underworld «Born Slippy» в оригинальной инструментальной версии, которая со всем известной «Born Slippy.NUXX» не имеет примерно ничего общего. Особенно хорошо это заметно на лайвах, но и в записи отсылка неплохо считывается.

7. John Beltran «The Season Series EP – Autumn» (Not On Label)
Если пытаться определить поле детройтского техно двумя флажками, то с одной стороны окажется Джеф Миллс – жесткий, минималистичный и репетативный, а с другой – как раз Джон Белтран. Звучит он настолько мягко и мелодично, что ставить его треки в клубах бессмысленно. Время от времени Джон съезжает то в IDM, то в эмбиент, то в какую-то препарированную латину, но на этой пятитрековой ЕР демонстрирует собственное понимание техно. В этой музыке вроде бы есть и фанковый грув, и ударные из TR-909, и фирменные игривые клавиши с портаменто, но музыка это уже совершенно домашняя, тёплая и уютная. Если за эталон пост-детройтского мелодизма принимать B12 и нынешнюю продукцию лейбла FireScope, то Джон делает в этом направлении еще три шага.

6. The Future Sound Of London «My Kingdom (Re-imagined)» (fsoldigital.com)
Совсем неожиданное и ни к чему не приуроченное продолжение сингла 22-летней давности (оригинал вошел в альбом «Dead Cities»), записанного по мотивам саундтреков к фильмам «Однажды в Америке» и «Бегущий по лезвию». Заодно FSOL реанимируют почти забытую практику сингла как вариации – начав со знакомой темы, они быстро уходят в такие дебри, что о присутствии оригинала напоминают разве что изредка всплывающие знакомые сэмплы. Здесь всё ровно так – к оригинальному «My Kingdom» официально имеют отношение три части из десяти (в них узнаются хотя бы ударные), всё же остальное – просто свежие работы группы, вдохновленные оригинальной темой и выдержанные в том же мрачном постапокалиптическом настроении. Не сказать, чтобы вторая часть была бы в чем-то лучше первой, но FSOL уже стали чем-то вроде электронных Grateful Dead – если вы принимаете их идеологию, то каждый новый релиз принесет радость и в коллекции не затеряется.

5. Arovane & Synkro «Refractive (Index)» (Apollo)
Джо Макбрайд известен благодаря множеству релизов на грани uk-герриджа, джангла и даунтемпо, но в последнее время не на шутку увлечен IDM. У него были совместные пластинки с ASC, а за последний год он записал и выпустил два прекрасных сплит-релиза с коллегой по лейблу Apollo, манчестерским музыкантом Jack Lever (aka Bering Strait). Теперь вот дуэт с Arovane, в котором сразу же слышно распределение обязанностей. Уве Цанн отвечает за трогательно-меланхоличные мелодии (и здесь он очень близок к себе классическому, периода 99-2004), Макбрайд – за ритм-секцию, где IDM-сбивки в духе Autechre средины девяностых вполне дружат с теми самыми джанглом и герриджем, которые так здорово удаются Джо. Получается идеальный компромисс между современным и ретро-звуком. Жаль только коротко, всего 4 трека.

4. Darren Nye «Emotional Intelligence» (FireScope)
Британец Даррен Най – представитель очень яркой плеяды «возрастных дебютантов». Музыку он, если верить его биографии, пишет с середины девяностых, при этом его первый релиз датирован 2009-м, а активная фаза в его карьере (т.е. регулярные релизы) началась и вовсе в прошлом году. В 2018-м он выпустил два отличных самиздатных альбома, но лучший материал приберег для лейбла FireScope. «Emotional Intelligence» – это смесь детройтского техно-соула (т.е. наиболее мягкого и мелодичного звука во всем техно-семействе) и IDM времен сборников «Artificial Intelligence». Где-то рядом B12, ранний Кенни Ларкин или даже Афекс Твин времен «Surfing On Sine Waves».

3. Proswell «Some Groove» (Not On Label)
Уроженец Чикаго Джозеф Мизра известен в первую очередь как выходец из трекерной сцены, а затем — как резидент лейбла Merck, где в нулевые выпустил три альбома. В 2010-х Джозеф был чуть менее активен, но с радаров не пропадал и то и дело мелькал в разных ипостасях на собственном нет-лейбле Eerik Inpuj Sound. Для проекта Proswell это, тем не менее, первый релиз за 10 лет, и возвращение вышло очень удачное. Мизра с одной стороны вроде бы не чурается современного звука (формально «Some Groove» вполне можно определить как брейнданс), но корни не спрячешь – из каждого трека «торчат уши» музыки из старых компьютерных игр и наивно-очаровательных трехминутных «модулей» (так назывался формат, в котором в середине 90-х сохранялись композиции в редакторе Fast Tracker). Ну а композиция «In The Shape» – чуть ли не главный IDM-хит года.

2. Steven Rutter & Kirk Degiorgio «Braconian Beta» (FireScope)
Четырехтрековая ЕР от основателя лейбла FireScope и участника легендарного дуэта B12 Стивена Раттера и не менее заслуженного Кирка Деджорджио (As One, Future/Past и т.д.), мастера смешивать электронику с джазом. Талант – штука не аддитивная, поэтому совместные работы звезд нечасто получаются удачными, но к «Braconian Beta» это ни в коей мере не относится. Здесь есть всё, за что мы любим обоих: грув раннего детройт-техно (того, что когда-то звалось «техносоул»), тёплые синтезаторные струнные, клавиши с портаменто и даже TB-303, но сдержанный и не переходящий на визг и свист.

1. Quadratschulz «La Boum» (Bordello A Parigi)
В прошлом году Карстен Шульц фигурировал в списке лучших альбомов с оптимистическим электро-брендансом, в 2018-м из него внезапно вырос идеальный наследник молодого DMX Krew, что звучит особенно иронично, учитывая то, что Шульц – практически ровесник Эда Аптона, и начинал с хип-хопа еще в первой половине девяностых. ЕР на голландском лейбле Bordello A Parigi, названная в честь фильма 1980 года с Софи Марсо – очаровательная смесь ностальгического электро-диско и электрик буги – того, что с вокодерами и ломаным битом. Наивно-сентиментальные мелодии плюс идеально тёплые, простые синтезаторные тембры – вот рецепт лучшей ЕР 2018-го.

Метки: , , , , , , , , ,
  • Darvin

    Твой топ по результатам года всегда событие! Благодарю тебя от всей души за титанический труд!

  • http://vk.com/id1021159 Евгений Гетман

    Спасибо! Всегда топы шикарны, начиная от тру IDM заканчивая поп подборкой!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100004016602800 Alexey Pupkin

    Ник, Ваши обзоры новых релизов FSOL стали всё больше напоминать посты паблика «сегодня Маколей Калкин опять не умер», но это все равно радостный ритуал. Пусть он продолжится и в новом году. Спасибо за топ. Удовольствие читать ваши четкие расклады и удовольствие слушать достойных. Спасибо, что советуете лучших и помогаете находить хорошую музыку.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100004016602800 Alexey Pupkin

    и да. могу посоветовать надежное средство от фантомных болей — ISDN. помогает, правда. Everybody online lookin gut, А вечно ничто не сияет, даже звезды тухнут со временем.

  • http://twitter.com/bra1n Dmitriy Vorobiev

    Добавил всех, кого нашел в плейлист. itunes.apple.com/ru/playl...A219T7rxx3L?l=en