Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Лучшее в 2017 — синглы и ЕР

Автор: | 24.12.20178 комментариев | просмотров 1 003

То ли все действительно потихоньку переходят с альбомов на короткие релизы, то ли (скорее всего) в этом году я просто больше слушал танцевальной музыки, а для неё формат ЕР более естественный. Так или иначе, коротких релизов в топе в этот раз будет аж 25 – было из чего выбирать, причем список очень ровный, не то чтобы первое место разительно отличалось от 25-го. Как обычно, много эйсида, брейнденса, атипичного техно и хауса, снова появляется классический IDM, ну и джазу место тоже нашлось.

25. KH «Question» (Text Records)
Топ коротких форм открывает релиз из одного трека, что несколько противоречит моим правилам, но отметить эту штуку хочется. KH – это Киран Хебден aka Four Tet, и новое имя он взял совсем неспроста, на всё, что он делал раньше, эта вещь не похожа совсем. «Question» – этакая танцевальная соул-сэмпладелика, поданная на какой-то совсем новый лад. Если из этой истории вырастет жанр или хотя бы полнометражная пластинка, может получиться очень интересно.

24. Skee Mask «ISS002» (Ilian Tape)
Брайан Мюллер довольно молод, но уже успел издать два альбома на Boysnoize Records под именем SCNTST и завести еще один проект. Под именем Skee Mask он записывает атмосферик техно, сделанное во многом по лекалам немецкого даб-техно, но вместо даба скелетом его музыки служит брейкбит с лупами откуда-то из 1993-го. С одной стороны явная ретромания, с другой – новый звук, который развился из тупиковой ветви («интеллигентный брейкбит» в своё время казался очень перспективной историей, но так и не взлетел, материализовавшись уже в 1995-м в виде эмбиент-джангла).

23. Lorenzo Senni «XAllegroX / The Shape of Trance to Come» (Warp Records)
Особый меломанский кайф – получить на новом релизе трек, который ты уже успел полюбить на концертах. С Лоренцо Сенни вышла именно такая история. В этом году я дважды видел его живьем, и кульминационной точкой концерта оба раза был трек, который на тот момент нигде не выходил. К счастью, Сени решил не беречь хит до выхода альбома и выпустил его на двухтрековой ЕР. Вторая сторона тоже весьма неплоха, но до уровня XAllegroX, конечно же, не дотягивает.

22. Mr Pauli «At Night» (Bordello A Parigi)
Голландский электро-патриарх Ингмар Паули внезапно взялся за итало-наивняк и преуспел в этом. На пластинке всего два трека, но оба хороши. Первая сторона – романтика с вокодерами, вторая – легкомысленный поп с барабанами-"бластерами" в традициях незабвенных Digital Emotion, которые, к слову, тоже голландцы. Совпадение? Не думаю.

21. Shinra «Meteor EP» (Analogical Force)
Заработав себе имя, Analogical Force начал пачками подписывать нераскрученных музыкантов. Джеймс Кларк – один из них. Музыкой занимается лет десять, на сколько-нибудь известных лейблах почти не светился (треки на сборниках Crazy Language и Balkan Vinyl), при этом звучит потрясно – быстрый электрик-буги ритм, захлебывающийся собственным бульканьем TB-303 и слегка расстроенные синтезаторные партии под восьмидесятые. Брейнденс как он есть.

20. The New Division «Precision» (Division 87)
После сногсшибательного DIY-дебюта «Shadows» (2011) Джона Канкель довольно тяжело боролся с синдромом второго (а заодно и третьего, который был лучше, но всё равно не поражал) альбома, но, кажется, постепенно выбирается из ямы. Хитов уровня «Sense» или «Munich», которыми изобиловал первый альбом, тут по-прежнему нет, но по звуку пластинка уже больше напоминает New Order и Depeche Mode, чем EDM, и это прекрасно. Поиск подходящей аранжировки для своих оптимистичных и героических поп-песен вывел Джона к звучанию а-ля современный Эрик Придз (Eric Prydz), и это вполне приемлемый компромисс. С одной стороны – стильно-модно-молодежно, с другой – без отказа от своего «я».

19. Biosphere «The Petrified Forest» (Biophon Records)
Норвежец Гейр Йенсен, одна из главных звезд жанра эмбиент-техно, в нулевые прошел фазу ухода в глубокое дрон-эмбиент подполье и одно время даже записывал пластинки, в которых были только полевые записи, а музыки не было вовсе. Но к радости старых фанов, в последнее время Гейр все же вернулся к корням, а также к более понятному и приятному звуку. 30-минутный мини-альбом, записанный под впечатлением от фильма 1936 года «Окаменевший лес», вполне вписывается в ряд его ранних записей: это мрачноватая и подчеркнуто холодная, но при этом очень гармоничная музыка. Синтезаторные аккорды, однотонная пульсация там и тут, едва обозначенный стук ритм-машины и, конечно, обрывки голосов. Признайтесь, вы же скучали по «Patashnik» и «Microgravity»?

18. Pye Corner Audio «Where Things Are Hollow» (Lapsus Records)
Мартин Дженкинс в этом году был очень активен и выпустил целую серию пластинок, успев даже отметиться на Analogical Force, но самый интересный его релиз вышел на лейбле Lapsus в Барселоне, под патронажем победителя моего прошлогоднего хит-парада bRUNA. Эйсид, в котором Матрин уже поднаторел, здесь перемежается с синтезаторным эмбиентом в духе лейбла FAX, в результате выходит этакий аналоговый tour de force длиной в 25 минут.

17. John Shima «Elements Unknown» (FireScope)
B12, до этого никогда не замеченные в стремлении продвигать музыкантов, внезапно запустили лейбл, не ориентированный на свои собственные релизы. Джон Шима – музыкант в меру известный в экспериментальной тусовке (например, он участник проекта Fatal Tangent, чей альбом три года назад выходил на Anodize) и музыку записывает довольно разную. «Elements Unnknown» как раз идеально вписывается во вселенную B12. Это уже не детройтское техно, но еще не IDM. Мягкий прямой бит, тёплый звук, клавишные секвенции с портаменто. Так могло бы звучать продолжение альбома «Time Tourist», случись Раттеру и Голдингу записать его году в 1997-м.

16. Floating Points «Reflections — Mojave Desert» (Pluto)
В 2010-м у Сэма Шепарда уже был опыт работы с большим составом Floating Points Ensemble, но тогда двухтрековая пластинка выглядела разовым экспериментом. Теперь Сэм, похоже, всерьез затосковал по живой музыке и с каждым релизом Floating Points уходит от электроники всё дальше. По звучанию миниальбом «Reflections» очень похож на то, как группа Сэма выглядит на концертах. Наиболее подходящие тэги – прог-рок, фьюжн и психоделия. С одной стороны – родес-пиано, гитары, обилие импровизаций и флэнжер на половине партий, с другой – краут-роковые ритмы и бесконечно повторяющиеся синтезаторные секвенции.

15. Gacha Bakradze & Knightlife «Mapping & Cold Sweat» (Cin Cin)
4-трековый грузино-австралийский (!) сплит, где в максимально бодром и танцевальном виде предстаёт Гача (и прокачанное диско ему удается не хуже, чем балеарик), но главное даже не это, а как раз австралийская сторона пластинки. Один из треков Knightlife похож не то на Bicep, не то на обновленный поп-хаус девяностых, другой – на гибрид эйсида с диско (перед этим сочетанием я никогда не мог устоять), воображаемую коллаборацию Марко Пассарани и Recondite.

14. Passarani «Analog Fingerprints Vol. 1» (Numbers)
Наигравшись в анонимность с проектом Tiger & Woords, Марко Пассарани вернулся к любимому электро-диско, с которым был активен в середине нулевых. Открывающая пластинку «Wonky Wonky Wonky» – прямо-таки большой хит, ничего подобного в этом жанре мы не слышали со времен расцвета Putsch 79, Bangkok Impact и Алдена Тайрелла. А в «Tribalonios» Марко даже ухитряется скрестить итало-бит с «лупаделией» Тайгера и Вудса. Получается как минимум очень groovу.

13. Overmono «Arla III» (XL Recodrings)
Эд и Том Расселл на меня произвели сильнейшее впечатление лайвом на Сонаре. С одной стороны, их эйфорические лупы звучали суперсовременно, с другой, несли в себе дух настоящего рейва конца восьмидесятых – начала девяностых. При этом в записи я их поначалу не воспринимал, первые две пластинки всё же звучали вполне в тренде современной экспериментальной электроники. Это было в меру интересно, но совершенно не цепляло. К третьему релизу они всё же включили наконец фирменную эйфорию и картина радикально поменялась к лучшему. Очень надеюсь, что в новом году они запишут лонг-плей в таком же ключе.

12. Kamasi Washington «Harmony of Difference» (Young Turns)
Два года назад саксофонист из Лос-Анджелеса сразил всех монументальным трехдисковым опусом, теперь ограничился получасовой ЕР, но звучит она не менее впечатляюще. Семидесятнический фьюжн – сложный и одновременно нарочито приятный на слух, совсем без фри-джазовой резкости. Музыка совершенно не из нашего времени, и этим в первую очередь и прекрасная.

11. Kettel “Alacasa” (Analogical Force)
Analogical Force с первого же релиза ходит в моих фаворитах, а тут еще и на лейбл пожаловала большая по меркам экспериментальной тусовки звезда. Собственно, на этих двух вводных, Kettel и Analogical Force, вполне можно заканчивать описание пластинки (добавив, разумеется, что она очень хороша). Как практически весь поздний Kettel, «Alacasa» – это бодрый, жизнерадостный и откровенно мелодичный брейнданс, ну а раз дело происходит на Analogical Force, непременно ждите чуть большего, чем обычно, количества прямого бита и эйсидных секвенций. Как обычно, последним треком – ремикс, на этот раз от Rolando Simmons.

10, Derek Carr «Distant Systems» (FireScope)
Ну разумеется, на лейбле FireScope никак не могло обойтись без Дерека Карра. Ирландец – главный на сегодняшний день продолжатель той линии, что 25 лет назад запустил Warp Records серией пластинок «Artificial Intelligence». Серию эту принято ассоциировать c IDM, но в реальности ранний Warp скорее напоминал именно «интеллигентное техно». Детройта здесь было ничуть не меньше, чем эмбиент-хауса и всякой чиллектроники. Спустя 20 лет Карр довёл эту идею до совершенства. В нынешние стандарты техно его музыка уже никак не вписывается, но в умении сочинять электронику, которая не только умная, но еще и красивая и до определенной степени танцевальная, ему равных нет.

9. The Comet Is Coming «Death To The Planet EP» (Leaf)
Не только прекрасное послесловие к прошлогоднему альбому, но и намеки на совершенно новое звучание. К джазу и семидесятнической психоделии у Шабаки Хатчингса и компании примешивается все больше электроники, в результате в «Final Eclipse» и «March Of The Rising Sun» уже отчетливо попахивает хаусом и техно – с грувом у британцев всегда был порядок, а тут еще и электронный бит такой, что пластинку в пору в клубах заводить. Кажется, я не сильно ошибусь, если предположу, что в ближайшие несколько лет мы увидим «Комету» на Сонаре.

8. Flux «Sequence EP» (Not On Label)
Отметить брейнденс-музыканта, подписанного на Analogical Force или хотя бы WeMe, дело нехитрое, куда интереснее поймать на радар кого-то их тех, кто еще находится на стадии самиздата, а звучит уже поинтереснее многих. Этот музыкант из Портленда неизвестен, кажется, вообще никому (у него даже странички на дискогс нет), но надежды подаёт огромные. Его музыка вполне впишется в формат того же Analogical Force, но по их меркам Flux звучит как-то особенно мягко и меланхолично. Ударные полегче и помедленнее, эйсид не такой свистящий (да и вообще убранный куда-то на задний план), а спереди – сладкая синтезаторная электро-меланхолия. Слушается на одном дыхании.

7. Bauri «Vinkelvolten» (Firescope Records)
Ну что за годовой топ без камбэка какого-нибудь старого айдиэмщика? На этот раз вернулся швед Мартин Абрахамсон, известный нам по релизам на Neo Ouija, Pitchcadet и Awkward Silence начала 2000-х. Строго говоря, Мартин никуда и не пропадал, но многочисленные техно-пластинки на пару с Нихадом Туле явно были частью какой-то совсем другой истории. А вот IDM Мартин не выпускал, кажется, с 2004-го и теперь вернулся с 4-трековой ЕР, изданной на лейбле Firescope под крылом у ветеранов B12. Звучит «Vinkelvolten» так, будто 13 лет Баури пролежал в криогенной камере, а 2005-й еще не наступил. Неторопливо чавкающий бит, минорные струнные и лаконичные клавиши, которые выводят наивно-романтические мелодии. Звучит настолько просто, насколько же и красиво.

6. Machinegewehr «The Cordyceps» (Bordello A Parigi)
Силас Шлеттерер – не новичок в голландской электро-диско тусовке, но всё это время был в тени звезд калибра Алдена Тайрелла, Ингмара Паули. В этом году у Силаса вышло аж две ЕР (невероятная по его меркам продуктивность), «Venom» звучит помрачнее, а «Cordyceps», напротив, более «поп» – чистенький звук, диско-бас в октаву, космические синтезаторные аккорды и даже женский вокал кое-где. «Knight 634» – прямо-таки большой хит.

5. Seba & Ulrich Schnauss «Snöflingor EP» (Blu Mar Ten)
Шнаусс и Себа грозились выпустить альбом (ждать который стоит видимо уже в следующем году), а пока ограничились трехтрековым «тизером». Пластинка не удивляет, но и не разочаровывает: вдвоем Ульрих и Себ выдают высокотехнологичный и приайдиэмленный интеллигентный тек-степ с возвышенными пэдами и ритм-секцией, упругой как хороший батут.

4. VA “Voiceless Y” (Analogical Force)
Вторая часть серии, которая началась лучшим короткометражным релизом прошлого года. Продолжение вышло хоть куда – такой же скоростной эйфорический брейнданс, только среди участников – почти сплошь малознакомые (не скажу «новые» – почти у каждого длинная дискография и карьера длиной в десять лет) имена, на фоне которых Роландо Симмонс смотрится патриархом. Получается ничуть не хуже, чем у звезд. Кажется, за всей этой братией стоит следить повнимательнее.

3. Nikakoi «Raise Your Head And Smell The Air» (Transfigured Time)
Когда-то грузинская электронная сцена состояла из одного Ники Мачаидзе, а теперь это всемирно известный бренд со своими звездами и своей инфраструктурой. Лейбл Transfigured Time, как и его со-основатель Гача Бакрадзе – часть как раз новой волны грузинской электроники, еще более мощой, чем первая. А Ника дебютирует там уже в статусе патриарха. 38-минутный миниальбом (на виниле он вышел прошлой осенью, а вот цифровое издание подоспело в начале года) не слишком похож на то, как Nikakoi звучал раньше, но это его ничуть не портит. Здесь нет ни грустной песенной индитроники, ни скоростного IDM а-ля ранний Aphex Twin. Зато есть величественный эмбиент в духе «An Ending» Брайана Ино, ломаная электроника а-ля заторможённый Moderat, репетативный глитч и даже минимализм по заветам Стива Райха, и во всем этом Мачаидзе одинаково хорош.

2. Gacha Bakradze «I Can Still See You» (Transfigured Time)
Без Гачи в последнее время ни один топ не обходится. В 2017-м он не издавал полнометражных альбомов, но выпустил сразу несколько ЕР, причем самый лучший материал приберег для собственного лейбла. Тут, в отличие от альбома «Send Two Sunsets», совсем нет песенной индитроники, зато есть ставший уже фирменным стилем Бакрадзе воздушный балеарик-брейкс, уходящий корнями в чиллаутную музыку девяностых – эмбиент-хаус, разреженный брейкбит и тому подобное.

1. Ceephax Acid Crew «Byron's Ballads EP» (WeMe Records)
Чем поражает Энди Дженкинсон, так это способностью с годами звучать всё интереснее. Он начинал с довольно оголтелого кислотного хардкора, но постепенно его звук становился всё более прогрессивным и рафинированным. По ходу пьесы выяснилось, что Энди – еще и отменный мелодист. Его четырехтрековый релиз для WeMe – квинтэссенция того, что зацепило меня в танцевальной музыке 2017-го. Это уже не брейнданс, но еще и не транс, полноценное возвращение которого нас, судя по всему, ждет в 2018-м.

Метки: , , , , , , ,
  • zettelstraum

    Круто! Спасибо!

  • zettelstraum

    Круто! Спасибо!

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001857012236 Дмитрий Зайцев

    Спасибо :)

  • http://vk.com/id140400765 Артём Киселёв

    Overmono в этом году оч порадовали.

    Надеюсь, что в 2018 будет полноценный лонгплэй.

  • http://facebook.com Phil Pirj

    XAllegroX ритмическим рисунком напомнил SHM — One.

    Очень странно, что имена явно перекликаются с ранним XMonsterX, но никаких больше аналогий на поверхности нет. А ведь Lorenzo не сильно странно даёт названия трекам.

  • http://facebook.com Phil Pirj

    Seba может обидеться на ныне мёртвый «текстеп», корректнее будет de.wikipedia.org/wiki/Drumfunk

  • Ник Завриев

    ну это всё для днб-фанов, все эти джамп-апы и роллинги. в моем понимании есть джангл (на сэмплированных фанковых лупах) и текстеп (где вместо них драм-машина), а всё остальное уже вариации.

  • http://facebook.com Phil Pirj

    Есть интересное интервью/док.фильм от Ed Rush & Optical, где они рассказывают о том, как именно ограничения, налагаемые железом (akai s750/s900/s1100) cформировали текстеп как жанр, повлияв на создание ударных линий.

    Безопаснее называть и «джангл» и «текстеп», и всё остальное дран-н-бейсом, потому что и в текстепе те же амен брейк и апаче частые гости, а у Breakage, который формально драмфанк продюсер, старых лупов хоть отбавляй.