Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » В центре внимания, Обзоры альбомов

Лучшее в 2017 — альбомы, места 1-33

Автор: | 30.12.20174 комментария | просмотров 2 120

IDM is back. В этом для меня, очевидно, главный итог музыкального 2017-го. Тут и возвращение любимцев, которых уже и не чаял увидеть с новым материалом, и ранее незнакомые имена. Кроме этого, в этом году я вообще слушал более бодрую и ритмичную музыку, чем в прошлом, так что эмбиента будет чуть меньше (хотя по-прежнему много). Был и пяток ярких песенных альбомов, в общем, жаловаться не на что. Привычно добавлю, что сотня не претендует на объективность и отражает исключительно мои вкусы.

33. Depeche Mode «Spirit» (Columbia)
Первый трек с нового альбома DM называется «Going Backwards» и, наверное, лучшее, что могли сделать DM, чтобы всем понравиться – записать нарочито ретроградский альбом в духе своих же записей 1990-го, 1983-го, а лучше всего – воображаемого 1978-го года (т.е. удариться в сырой минимал-вейв). Но вместо этого DM уже который альбом подряд продолжают фигачить мрачный и заторможенный электронный блюз, не реагируя на внешние раздражители. С одной стороны, серьезных сравнений с DM 80-х и 90-х их нынешняя музыка не выдерживает (хотя почти в каждом альбоме есть очень яркие песни, и здесь их как минимум две, «No More» и «Fail», обе конечно же не синглы). С другой – такое упорство и нежелание играть в ретроманию (группа не опускается даже до юбилейных концертов с исполнением старых альбомов целиком) как минимум достойно уважения. Мы делаем то, что нам интересно, а ваши ожидания, как говорил один русский футболист, это ваши проблемы.

32. Italoconnection “Metropoli” (Bordello A Parigi)
Фред Вентура – чуть ли не единственный из старых героев итало-диско, кто не только дожил до новой моды на этот жанр, но и смог идеально вписаться в новую сцену. Он гостит на записях современных диско-продюсеров от Italove до Алдена Тайрелла, а его сольные записи нарасхват у модных издателей в диапазоне от Italians Do It Better до Disco Evolution. «Metropoli» – первый полноценный альбом (до этого у Italoconnection было два лонг-плея, один из которых состоял из ремиксов целиком, другой – наполовину) его дуэта с другим итальянцем Паоло Гоццетти. Как и следовало ожидать при таких вводных, на альбоме мы слышим современное итало-диско в наилучшем виде. Механистичный бас в октаву, мягонькие драм-машины, жирные синтезаторные аккорды, мощный вокал, а главное – большие хиты. Уж чем-чем, а качеством материала современные итало-альбомы явно превосходят своих предшественников из 80-х, которые были устроены по принципу «два-три хитовых сингла и полдюжины филлеров». Ярких вещей тут в избытке, а лучшая из них, «Exil» – прямо-таки instant classic. Единственное, что портит этот альбом – певица, которая еще и автотюном кое-где не брезгует. Без неё альбом точно был бы в десятке.

31. Dopplereffekt «Cellular Automata» (Leisure System)
К третьему (всего-то, за двадцать с лишним лет) альбому Джеральд Дональд и Микаэла Бертель решились наконец распрощаться с электро и записать альбом спейс-электроники на научно-фантастическую тему (помимо клеточного автомата в названиях треков есть еще множество Мандельброта и рекурсия Паскаля, кажется выдуманная самими музыкантами). Удивительно то, что, хотя Dopplereffekt заходят на чужую, да еще и вдоль и поперек изведанную территорию (только их моих фаворитов в спейс-электронике последних лет можно легко составить сотню), но звучат так, что спутать их невозможно ни с кем. Не знаю, что думают по поводу этого альбома электро-пуристы, а на мой вкус это лучшая запись Дональда и Бертель.

30. Barry Lynn “01-04 Tracks” (Kinnego Records)
О том, что Барри «Boxcutter» Линн музыкант талантливый и разнообразный, было известно давно, но то, что его лучший материал 10 лет лежал в столе – новость довольно удивительная. Оказывается, до того, как подписаться на Planet Mu и сделать карьеру на ниве пост-дабстепа, Барри не в шутку увлекался IDM. Его «нулевой альбом» звучит примерно как Майк Парадинас времен «Lunatic Harness», т.е. разухабисто и мелодично, с кивками в сторону эйсида, фанка и джангла. Drill'n'bass жив!

29. Ichisan “Aperitiv” (Bordello a Parigi)
Словенец Игор Шкафар (Igor Škafar) – фигура в нью-диско сцене достаточно известная, он уже лет десять выпускает пластинки сольно или в составе дуэта Ichisan & Nakova. Но вот соло-альбом это в его дискографии первый, и для полнометражного релиза Игор на качественный материал явно не поскупился. «Aperitiv» – квинтэссенция всего, чем славно современное диско в последние годы. Тут есть и энергичное пост-итало, и вальяжный спейс-балеарик со струнными и квакающим мугом (наводящий на приятные ассоциации с питерским проектом Ким и Буран), и веселые скандинавские номера в духе Тодда Терье (Todd Terje), и даже заигрывание с эйсидным звуком, который диско-трекам почти всегда к лицу.

28. Noel Gallagher's High Flying Birds “Who Built The Moon” (Sour Mash Records)
Несколько лет назад Ноэл Галлагер обещал записать психоделический альбом совместно с Amorphous Androdygnous, но проект в итоге заглох, а результатом совместной работы стали две песни, скромно вышедшие на диске «Chasing Yesterday». Но саму идею Ноэл не забросил и второй заход совершил уже вместе с продюсером Дэвидом Холмсом. «Новый» звук под шестидесятые действительно на месте, что даже несколько сбивает – Ноэл всегда был не про звук, а именно про сонграйтинг, его лучшими записями всегда были живые акустические версии, где он кашляет в микрофон и спрашивает, есть ли еще время. Здесь же звук главное, а песни как бы на втором плане. Но непривычно не есть плохо, к тому же песни Галлагер-старший по-прежнему пишет отличные. Сколько ни сравнивай «Holy Mountain» с Рики Мартином, а хит-то мощный. Ну а для любителей «Talk Tonight», «Dying Of The Light» и прочей акустической меланхолии тут есть чудесный бонус-трек «Dead In The Water».

27. Marnie “Strange Words and Weird Wars” (Disco Pinata)
Пока квартет Ladytron отдыхает (не так давно, впрочем, группа объявила о том, что начала работу над новой пластинкой), их вокалистка Хелен Марни издает уже второй соло-альбом, и этот тот случай, когда спин-офф ничуть не проигрывает основной линии. Из Ladytron Марни взяла самое лучшее и сольно исполняет мрачноватый, но масштабный и иногда прямо-таки возвышенный электропоп. С одной стороны, Марни – отличный сонграйтер и в её пластинках никогда нет проблем с хитами и запоминающимися мелодиями. С другой, если Ladytron в аранжировках за редкими исключениями всё же старались держаться скуповатого электро-минимализма, то Марни и команда работающих с ней музыкантов не стесняются мощи и масштаба – громыхающие барабаны, многослойные клавиши, километры реверберации. Так могли бы звучать M83, если бы Энтони Гонсалес увлекся бы Pet Shop Boys, Depeche Mode и A-ha, а не музыкой для лифтов.

26. Blanck Mass “World Eater” (Sacred Bones)
Бенджамин Джон Пауэр, известный как половина дуэта Fuck Buttons, поднимает планку всё выше. Не то, чтобы он придумал что-то, чего не умел раньше – эту комбинацию неповоротливого индустриального техно-бита (не особенно располагающего к танцам), странно обработанных голосов и возвышенной симфо-электроники мы уже слышали и у того же Бена на прошлой пластинке, и не только у него. Но здесь форма доведена до совершенства. Ну а трек «Rhesus Negative» вполне можно объявить гимном новой реинкарнации жанра power electronics.

25. Clark “Death Peak” (Warp Records)
Крис Кларк оказался идеальным деятелем пост-модернистской электроники. В альбоме длиной в неполных 45 минут – целый калейдоскоп жанров. Холодное и механистичное техно, эйфорические рейв-боевики, абразивная power-электроника в духе Fuck Buttons, райховский минимализм, лопатинские коллажи и саундтрековая неоклассика с клавесином, хором и стуком шагов в пустом зале вместо ритма. При этом всё вместе случается на одном дыхании и совершенно не вызывает ощущение эклектичной компиляции. Связывает картинку легко узнаваемый стиль Кларка – у него давно выработался собственный набор тембров и мелодических ходов.

24. Blochemy “Rame” (SunSeaSky Productions)
То ли звезды так сложились, то ли это где-то в воздухе, но в последнее время один за другим появляются прекрасные альбомы в духе классического, прямо-таки ортодоксального IDM. Причем выпускают их как ветераны вроде Bola или Fizzarum, так и совсем молодежь вроде этого музыканта из чешской Остравы. 32-минутный альбом напоминает примерно всю IDM-меланхолию в диапазоне от Autechre времен «Anvil Vapre» до Arovane или Bauri. Да, это чистая ретромания, но кого это сейчас смущает? Если новому диску Люка Вайберта (Luke Vibert) подходил лозунг «веселитесь как в 1992-м», то к «Rame» идеально подойдет тэглайн «грустите как в 2001-м».

23. Data Rebel “Imbalance” (Not On Label)
Британец Дэнни Хау – совсем новое для меня имя. У него три самиздатных альбома и россыпь ЕР, одна из которых выпущена на Kahvi, и это кажется единственный случай его соприкосновения со сколько-нибудь известным издателем. При этом в музыкальном плане это ни много ни мало новый Бола, разве что звук чуток посовременнее. Хрустящий бит, величественно-минорные мелодии и ощущение гигантского пространства вокруг. При этом кажется, что в транс-чиллаутной тусовке на Хау тоже может быть спрос – он и по звуку к ним близок, и в компании Carbon Based Lifeforms совсем не затеряется.

22. Futuro “Alboroto” (Bordello A Parigi)
Пластинка под тэгом «наивно супер». Дух итальянского диско нынче возрождают испанцы, издающиеся в Голландии. Хавьер Колилья Район и Лайнес Кока играют супермелодичные, наивно-оптимистичные инструментальные треки в духе саундтрека к фильму «Золушка 80». Ручка эмоциональной яркости выкручена на максимум – конечно, уже немного «cheesy FM», но кого это когда-нибудь смущало в диско? Если хочется поднять настроение, более подходящей пластинки не найти. Вот примерно так в моём понимании должна звучать поп-музыка.

21. Mrs Jynx “Jynx's Garden” (Recycled Plastics)
Двухдисковая подборка неизданных треков Ханны Дэвидсон, одной из самых ярких фигур и, пожалуй, лучшей мелодистки современной IDM-сцены. Если всю музыку, которая вписывается в довольно широкие рамки IDM, распределить по некой шкале от простоты и мелодической яркости к сложности и авангарду, то левый фланг займут поздние Autechre и Ричард Дивайн, а правый – как раз-таки Mrs Jynx. Музыка у неё простая и мелодичная до детской наивности, отсылающая куда-то к мультфильмам, старым видеоиграм и пластинкам лейбла Toytronic (и это, если что, комплимент). Несмотря на то, что материал формально считается архивным, а треки датированы очень разными периодами между 2003-м и 2013-м, звучит вся подборка абсолютно целостно и по содержанию едва ли уступит «номерным» альбомам Ханны. Обязательная добавка в коллекцию каждого айдиэмщика.

20. Architects Of Existence «Architects Of Existence» (Carpe Sonum Records)
Глубокий эмбиент в лучших традициях лейбла FAX. В прошлом году был прямо бум такой музыки, в этом её поменьше, но образцы попадаются очень достойные. Эрик Тейлор и Мик Чилледж записали пластинку, которая впрямую наследует лучшим альбомам Tetsu Inoue. Все события происходят где-то на периферии сознания, треки длятся по 15-25 минут, но при этом здесь есть и гармония, и где-то даже мелодия, ну а о красоте самого звука и говорить нечего.

19. Hardfloor “The Business Of Basslines” (Hardfloor)
О новом альбоме Hardfloor достаточно сказать, что он есть – всё остальное вы можете додумать сами. Немцы настолько отточили за двадцать с лишним лет свой стиль, что сюрпризов от них ждать не приходится, и это ни в коем случае не упрёк. 11-й альбом Рамона Ценкера и Оливера Бондзио можно воспринимать как демонстрацию всех направлений эйсидного звука, который группа успела исследовать на протяжении долгой карьеры. «25th Acidversary» или «NNAMFOH» – рафинированное «прогрессивное техно», которым группа занята в последние годы. «Can't Stop – Won't Stop!» – оголтелая эйсид-долбежка в духе «верните мне мой 1994-й». «The Business Of Basslines» или «Computer Controlled Soul» – электро, которым Рамон и Оливер, похоже, заразились от Джерарда Хэнсона aka ERP. Наконец «Today Was Silverbox Day» и «Married To The Knob (s)» – кислотное даунтемпо в духе их ремикса на Depeche Mode, которое немцы раньше издавали под сайд-проектом Dadamnphreaknoizephunk. Все, разумеется, в лучшем виде. Фаны не разочаруются.

18. Bochum Welt “April” (!K7)
Герой первой волны IDM, итальянец Джанлуиджи Ди Костанцо решил отметиться релизом к Record Store Day, да еще и на довольно крупном лейбле. Кажется, героев девяностых, даже нишевых (а Бохум Вельт никогда не был известен за пределами IDM-тусовки) настигла фаза запоздалого признания. Как часто бывает у Джанлуиджи, новый альбом на деле оборачивается компиляцией редкостей, альтернативных тейков и кое-каких хитов, ранее не выходивших на виниле. Но к 2017-му все уже устали его в этом упрекать – в конце концов, у нас на руках наконец оказывается пластинка Bochum Welt, где не 20 (а то и 12) минут музыки как обычно, а все 48. Ну а музыка у него хороша примерно вся. Если вы уже забыли (а то и никогда не знали), что IDM – это совсем не только бесчувственный цифровой саунд-дизайн, но и чрезвычайно тёплая и мелодичная синтезаторная (поп-)музыка, не проходите мимо.

17. Bitchin Bajas “Bajas Fresh” (Drag City)
Чикагское трио во главе с Купером Крейном (он известен еще и по краут-роковой группе Cave) идеологически схоже с Emeralds. В основе их музыки синтезаторные арпеджио в духе Tangerine Dream, но вместо мелодического развития – бесконечные «трансовые» повторы (в этом смысле они наследуют минималистам, в первую очередь Стиву Райху), живые ударные и немного психоделических импровизаций на всём подряд. Как и полагается группе такого формата, Bitchin Bajas записывают по несколько пластинок в год, причем издают их не где-нибудь на малотиражных кассетах, а на респектабельных и долгоиграющих лейблах типа Important Records и Drag City. Время от времени группу тянет совсем уж в психоделический фолк (у Bitchin Bajas есть несколько альбомов с Bonnie «Prince» Billy), но «Bajas Fresh» – как раз стопроцентная электроника, композиционно выдержанная (без свойственной импровизаторам избыточности) и с тёплым и мягким, без лишней лоуфайности, звуком.

16. Quaeschning & Schnauss “Synthwave Scores” (Pedigree Cuts)
Торстен Кешинг и Ульрих Шнаусс, по сути, составляют нынешний состав Tangerine Dream, однако «саундтрековую» пластинку решили подписать собственными именами. При этом по духу альбом, пожалуй, даже ближе к поздним Tangerine Dream, чем сами TD с новым материалом. «Synthwave Scores» – и по звуку, и по мелодике запись очень восьмидесятническая. Перед глазами сразу возникает слегка дрожащая VHS-картинка и фильмы вроде «Miami Vice». Поначалу кажется, что форма несколько доминирует над содержанием, но послушав пластинку пару-тройку раз, замечаешь и хиты, и драматургию. Ну и что уж тут скрывать, в моей вселенной всё, что делает Шнаусс, не опускается ниже отметки "очень хорошо.

15. Autumn Of Communion “Metal” (...txt)
По моему скромному мнению, Ирландец Мик Чилледж и англичанин Ли Норрис, также известный как Metamatics, записывают лучшую на сегодняшний день «умную электронику». Это прмерно 15-й альбом дуэта, и количество качеству не вредит совершенно. Их жанр сам Мик недавно окрестил «айдиэмбиентом» и лучше, кажется, и не скажешь. В классической формуле «борьба ритма и мелодии» у AOC баланс сильно смещен в сторону второй. Ритм-секция «низведена» до замысловатых «промышленных» перкуссионных линий, зато музыкальная текстура относительно всё того же IDM-канона звучит куда более насыщено и многослойно. Аналогии приходят на ум самые разные – и Вангелис с его голливудской эмоциональностью, и Пит Намлук с холодными синтезаторными пассажами, живущими как будто своей, неподконтрольной человеку жизнью, и Клаус Шульц, и даже FSOL времен первого «Environments». А под конец, когда хронометраж альбома уже переваливает за час, AOC вдруг выдают почти орбовский эмбиент-хаус.

14. Grandbrothers “Open” (City Slang)
Второй альбом фортепианного дуэта из Дюссельдорфа. Эрол Сарп и Лукас Фогель известны в первую очередь тем, что не используют синтетических источников звука. Всё, включая ритм-секцию, извлекается непосредственно из рояля, но при этом немцы не пренебрегают обработкой, а также электромеханическими устройствами – всевозможными самостучащими молоточками и тому подобной машинерией в духе «Уоллеса и Громмита». На выходе получается нечто среднее между Нильсом Фрамом и Антоном Батаговым, этакий духоподъемный минимализм. И если у современных неоклассиков скорее принято звучать бестелесно и разреженно, то Gradbrothers напротив берут плотностью и насыщенностью, а в некоторых вещах есть даже ярко выраженный танцевальный грув. В общем, музыка у них небанальная по форме и при этом чудовищной эмоциональной силы. Есть ощущение, что как минимум вещь «Honey» вскоре разойдется по звуковым дорожкам фильмов, да и вообще занятость Сарпа и Фогеля в индустрии кино – вопрос времени. Так что пока у них есть возможность заниматься чистым искусством в своё удовольствие, результатом остается только наслаждаться.

13. Yumi Zouma “(What's The Story) Morning Glory” (Turntable Kitchen)
Проект Sounds Delicious – задумка довольно необычная. Каждый месяц одна группа целиком переигрывает чужой альбом, как правило какую-то классику. Новозеландская дрим-поп команда Yumi Zouma взялась за величайший брит-поп альбом всех времен и народов. С оригиналом группа обошлась наилучшим возможным образом – с одной стороны, с любовью к прекрасным мелодиям Oasis, с другой – вывернув песни наизнанку, зачастую меняя настроение на противоположное, а мажор на минор. Самоуверенные и духоподъемные стадионные хиты Yumi Zuma превратили в интровертный, ностальгический и где-то даже печальный чиллвейв-поп в духе Washed Out. Оторваться от пластинки невозможно примерно так же, как 22 года назад было не оторваться от оригиналов. Ну а изобретательность в исполнении каверов можно сравнить разве что с тем, как Хосе Гонсалес обошелся с Кайли или Lali Puna – с «Together In Electric Dreams» Джорджио Мородера.

12. Photay “Onism” (Astro Nautico)
Американец Эвин Шорнстайн считается восходящей звездой – вот-вот подпишется куда-нибудь на Ninja Tune или Ghostly и начнет играть в хедлайнерских слотах на больших фестивалях. И в кои-то веки все авансы по делу, музыка у него и вправду самобытная и интересная. Больше всего «Onism» напоминает хаус в понимании Мэтью Херберта конца девяностых, но у Эвана палитра еще разнообразнее. В дело идут и африканские ритмы, и фанк, плывущие аналоговые клавиши, и замысловатая ритм-секция, собранная из того, что рядом лежало. Ни в коем разе не IDM, но интеллектуальная танцевальная музыка – безусловно.

11. Beck “Colors” (Capitol)
Я никогда не был фанатом Бека, но кардинально меняя звук от альбома к альбому, он рано или поздно должен был закинуть бомбу и на мою территорию. «Colors» – солнечный и жизнерадостный прифанкованный поп-рок с аранжировками под влиянием новой психоделии. Мало того, что продакшен выдающийся, так еще и песни одна другой лучше, пяток синглов можно выпускать запросто. Tame Impala, Caribou и Killers вчистую переиграны на их же поле.

10. Si Matthews «Aurora» (Carpe Sonum)
Сумасшедше красивый эмбиент по заветам девяностых – наследие Global Communication, лейблов Rising High, Recycle Or Die, ну и конечно FAX. Это музыка идеально комфортная и гармоничная, совершенно без тревоги и диссонанса, транквилизатор без побочных эффектов. Медленно и завораживающе раскрываются фильры, неспешно переливаются арпеджио, где-то далеко позвякивает перкуссия. 20 лет назад это окрестили бы «техно-эмбиентом» (событий на единицу времени тут явно больше, чем у Брайана Ино). Кажется, чисто стилистически, из всего, что выходило в 2017-м, мне ближе именно этот альбом.

9. James Holden And The Animal Spirits “The Animal Spirits” (Border Community)
Сейчас в это с трудом верится, но 10 лет назад Джеймс Холден играл минимал-техно. Сегодня его интересует краут-рок, джаз и модульные синтезаторы, а под новую пластинку он собрал живой квартет, куда также входят Том Пейдж (барабанщик, известный также по группам Rocketnumbernine и Rothko), Этьен Жомэ (саксофон, электроника, Zombie Zombie) и Маркус Хэмблетт (гитара, Eyes & No Eyes). В таком составе британцы записали одну из лучших пластинок года – сложную и одновременно яркую. Звук модульных синтезаторов во всей красе (тот редкий случай, когда люди используют модуляры по назначению, а не просто как генератор шума – сочные жирные тембры, медленно раскрывающиеся фильтры, звонкие арпеджио) плюс свобода спейс-рока, допускающая импровизацию, но не переходящая в хаос. В этой пластинке есть все достоинства прог-рока (в первую очередь, сочетание сложности и красоты), но нет его недостатков (вокала и неуместной напыщенности).

8. Cristalli Liquidi “Cristalli Liquidi” (Bordello A Parigi)
Несколько лет назад я буквально упивался итало-кавером на LCD Soundsystem, который записали итальянцы Гильермо Боттин и Кристиано Верардо. «Volevi Una Hit» стала одной из моих любимых песен, но выглядела очевидной шуткой и продолжения не предполагала. И тут «Кристаллы», существовавшие в виде «on and off» проекта, решили вдруг записать альбом. Ожидания опять же были тревожными, но итальянцы не подвели. Это итало-диско в первозданном виде, где есть не только звук, но и дух того времени, а главное – ирония и мелодизм итальянской эстрады. Наверное, к весне я заслушаю эту пластинку до дыр и отложу еще лет на десять, но пока она приносит тот кайф, который можно получить только от попсы в лучшем смысле слова. Рука сама тянется к кнопке «repeat».

7. The Irresistible Force “Kira Kira” (Liquid Sound Design)
Казалось бы, в 2017-м уже пора бы перестать удивляться камбэкам, но внезапное появление на арене Миксмастера Морриса, чей предыдущий диск датирован аж 1998-м, всё равно слегка шокирует. Как и положено, Моррис продолжает ровно с той точки, где остановился в прошлый раз – паузы в 19 лет как будто и не было. «Kira Kira» – всё та же сюрреалистическая сэмпладелика, где в качестве арматуры – неторопливые хип-хоп ритмы и дабовые бас-линии в исполнении Джа Воббла, а в роли надстройки – пёстрый коллаж с фортепиано, арфой, струнными, обрывками вокала и причудливым нагромождением синтезаторных партий. Временами похоже на Shpongle, но чаще – на свои классические пластинки. Единственный, пожалуй, недостаток диска в том, что звучит он порой чуть более лаунжево, чем хотелось бы. Но учитывая, что Мориис давно и бесповоротно переквалифицировался в лаунж-диджеи, «Kira Kira» – лучшее, что мы могли получить при таких вводных. Светлая, хипповская психоделическая электроника в наилучшем виде.

6. Bicep “Bicep” (Ninja Tune)
Дебютный альбом североирландского дуэта – лучшее, что случилось с клубной музыкой в этом году. Энди Фергюсону и Мэтту Макбрайру удалось записать пластинку, которая с одной стороны звучит современно и совсем не смотрится инородным телом на клубных и фестивальных танцполах, с другой – отчаянно не вписывается ни в один из текущих трендов, цепляя их как бы по касательной. Эйфорические аккорды у них совсем не похожи на EDM, а ритмические сбивки – на бас-музыку. Отсылки к девяностым вроде бы тоже есть (особенно в виде сэмплированных брейков), но на реконструкторов вроде Lone Энди и Мэтт тоже совсем не походят. Разумеется, жанровые тэги вроде «хаус», «брейкбит» и даже «техно» тоже не слишком помогают в описании их музыки. Ближайшими ориентирами будут интеллигентное техно Orbital (хотя Bicep звучат куда более мягко и мечтательно) и балеарик-брейкс Гачи Бакрадзе, но по сравнению с ним британцы делают прямо-таки стадионный рейв. Кажется, осознанная позиция меж двух стульев и есть на сегодняшний день залог успеха.

5. Tangerine Dream “Quantum Gate” (Eastgate)
Оставшись без основателя и многолетнего лидера Эдгара Фрёзе и по благословению его вдовы Бьянки, участники Tangerine Dream решили не распускать группу, а продолжить работать. Далеко идущих планов Ульрих, Торстен и Хошико не строили – перед ними стояла задача как минимум закончить начатое Эдгаром и завершить работу над диском «Quantum Gate», задуманным еще при его жизни. А вот дальнейшая судьба группы, по словам самих музыкантов, полностью зависит от успеха этой пластинки. Трудно сказать, как этот успех оценить (TD явно не та группа, которую можно мерить продажами и чартами), но субъективные впечатления от альбома выше всяких ожиданий – это, очевидно, их лучшая запись за последние лет тридцать. С одной стороны, как минимум в половине композиций (особенно в тех, что в начале диска) слышно, что роль главного композитора чётко закрепилась теперь за Ульрихом Шнауссом – «It Is Time to Leave When Everyone Is Dancing» идеально вписалась бы в его последний альбом. Мало у кого сейчас есть столь узнаваемый стиль, выраженный не в тембрах или звуковых приемах, а именно в мелодиях и гармониях. С другой – холодный космический минор или духоподъемные пьесы с солирующей гитарой, к которым так тяготел Эдгар Фрёзе, здесь тоже представлены в изобилии – взять хотя бы «Non-Locality Destination», «Genesis Of Precious Thoughts» или «Tear Down The Grey Skies». Вдобавок, у TD при сохранении всех характерных черт в последнее время выработался новый звук. Все приемы из семидесятых вроде бы на месте, но тембры, плотность записи (тут снова нужно благодарить Шнаусса с его пристрастием к «стене звука») и даже ритм-секция – всё это отсюда, из нового времени.

4. Fizzarum “Frisson” (Ant-Zen)
Обычно я стараюсь не ставить своих знакомых в общий топ, но Физзарум — отдельная история. Вместе с Solar X они всегда были для меня главными авторитетами, так что восторги по поводу их новой пластинки совершенно искренние, никакого “притопить за друзей” нет и в помине. 17 лет назад их дебютник вышел не где-нибудь, а на Domino, когда российская электроника только-только прорывалась в Европу, но после мощного старта Fizzarum мало-помалу исчезли с радаров. Несколько лет назад дуэт снова начал гастролировать и даже выпустил концертный альбом, но до полноценного камбэка (т.е. второго «номерного» диска) дошло дело только сейчас. Самое удивительное, что «Frisson» – прямое продолжение альбома «Monochrome Plural». Звук, конечно, чуть изменился, но на месте все характерные черты Fizzarum вроде крайне высокой детализации (вся музыка будто бы записана в режиме «HD», где тщательно проработана каждая мелочь) и сложных ритмических конструкций, которым «противостоят» привязчивые сентиментальные мелодии. В этом плане самый яркий пример – трек «Garyan», гвоздь концертной программы последних лет. С одной стороны – размер 7/8 (который замечаешь совсем не сразу, слишком уж стройно и логично всё звучит), с другой – ярчайшая печальная клавишная мелодия в духе Boards of Canada.

3. Slowdive “Slowdive” (Dead Oceans)
Если бы в 2002-м (т.е. в пик моего увлечения Slowdive) кто-нибудь сказал мне, что через 10 с небольшим лет группа не только воссоединится, но и приедет в Москву, а перед этим я съезжу на их сольник в Лондон, я бы наверное, всерьез поинтересовался у этого человека контактами его драг-дилера. Тем не менее всё это случилось, а затем Slowdive еще и выпустили новый альбом, да такой, что вышел не хуже “Souvlaki”. Как минимум две (а то и четыре) вещи — прямиком в песенный топ не только за год, а как минимум за десятилетие. Ну а о том, что звук тут выше всяких похвал, даже говорить не нужно.

2. Vermont “II” (Kompakt)
Несомненно, главное открытие года. Проект Данило Плесова (Danilo Plessow) из Motor City Drum Ensemble и Маркуса Воргула (Marcus Worgull) – нетипичные клиенты для Kompakt даже с учетом всё растущей любви этого лейбла к эмбиенту. Разреженные гитарные петли отдают минимализмом Стива Райха а-ля «Electric Counterpoint», тёплые, слегка плывущие синтезаторные пассажи – саундтреками к советской кинофантастике вроде «Тайны третьей планеты», а приджазованные вальяжные переборы родес-пиано походят на умиротворяющие амбиентные красоты Global Communication. В сухом остатке – то, что принято называть «альбом-путешествие», слушается на одном дыхании от и до.

1. Bola “DEG” (Skam)
Нет ничего лучше, чем долгожданный релиз, полностью эти ожидания оправдавший. Когда альбомом после долгого перерыва собирается разродиться Aphex Twin, уже заранее понимаешь, что чуда не будет. С Болой ситуация ровно обратная – музыку он издает редко (с момента выхода предыдущего диска «Kroungrine» прошло 10 лет), но малое количество он компенсирует качеством – абсолютно все его релизы попадают в узкий диапазон между «очень хорошо» и «гениально». Так что чудо должно было случиться, и оно случилось. Даррелл Фиттон как всегда верен своему звуку, который не слишком меняется с середины девяностых – в каждом треке Bola узнается буквально по пяти секундам. В «D.E.G» особенно часто встречаются неявные приветы первому (и, пожалуй, лучшему) альбому Bola «Soup» – трек-трилогия «Pelomen Vapour» явно наследует трилогии «Forcasa», а джазовое интро в «Avantual» отсылает к «Aguila». Ну и общее звучание пластинки (сочетание айдиэмного скрежета с пронзительной грустью) тоже стопроцентно «боловское». Но разумеется и тут не без новинок. В первом же треке внезапно всплывает горловое пение, «Landor 50X2» звучит неожиданно бодро, это почти электро в духе ранних Gescom (где тоже не обходилось без участия Фиттона). А особенно хорошо Даррелу удаются треки с вокалом – «Evensong» с «ангельским» пением на неизвестном языке (достойное продолжение истории Plaid «Rakimou») и вокодерная симфония «Kappafects».

Метки: , , , , , , ,
  • http://twitter.com/posadboy ʎoqpɐsod

    Классно, спасибо!

    Кстати, а где волшебный альбом Khotin'a? Неужели сто первый? :)

    Кому мало этого списка, вот тут куча ссылок на различные топы

    linkcatapult.blogspot.ru/...sic-of-2017.html

    Всех с наступающим, ребятки!

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/140974073241152/ Илья Сережкин

    спасибо!

  • http://vk.com/id427185690 Fractal Cosmo

    Спасибо! Разделяю Ваши вкусы. Хорошей музыки на все времена!

  • http://facebook.com Phil Pirj

    Топ топов?