Интервью
Обзоры альбомов
Новости
Подкасты
Репортажи
Главная » Обзоры альбомов

Дайджест рецензий #4

Автор: | 03.10.20136 комментариев | просмотров 844

В четвертом выпуске ревью-дайджеста — фантастический камбэк Arovane, космос с диско-битом от Петара Дундова и органные пьесы в исполнении Джеймса Маквинни.

Arovane «Ve Palor» (n5MD)

Arovane - Ve Palor

Давайте на чистоту. Если вы хоть сколько-нибудь любите старый IDM, вас наверняка посещала мысль: «а хорошо, если бы Autechre вернулись в 1994-й, Aphex Twin в 1995-й, FSOL в 1996-й, а u-Ziq в 1997-й». И вроде бы нет к этому объективных противопоказаний – все вроде живы, здоровы и при делах, но пользоваться машиной времени не спешат. И тут вдруг на арену выходит Уве Цанн (Uwe Zahn), выпустивший свой последний диск почти 10 лет назад и к тому времени уже и сам отошедший от классических IDM-канонов. И выходит он не с чем-нибудь, а с пластинкой, будто бы записанной где-то в промежутке между его первыми (и прекрасными) ЕР, вошедшими потом в сборник «Icol Diston» и первым полноценным альбомом «Atol Scrap». Эти десять лет Уве словно пролежал в криогенной камере. Дабстеп, вонки, дрон-эмбиент, модное обновленчество (эйсид и ретро-электроника) – всё это пролетело мимо него. В его арсенале по-прежнему громкий ломаный бит, выводящая сложные рисунки чавкающая перкуссия и отодвинутые назад трогательные минорные мелодии, развитие идей Autechre в промежутке между «Anvil Vapre» и «Сichlisuite EP». «Scrai-n» с мощной бочкой вполне вписалась бы и в «Icol Diston», и в аутекровский «Tri Repetae», тихая и безбитовая «Scaabl» — в «Garbage EP». А скажем, трек «C II lt» со сложным сбивчатым ритмом напоминает – куда-то в «Cichlisuite» (здесь саунд-дизайнерских изысков уже на дюйм больше, чем обычно у Arovane, будто бы все детали в аранжировке прорисованы чуть более внимательно). Но в подражании немца не обвинить – во-первых, повсюду гремит ретромания. Во-вторых, эта линия, по сути, оборвалась на полуслове – сами Ae улетели в авангардные дебри, а их последователи очень быстро потеряли верный след. Уве же удается цепляться за идеи Autechre на уровне более глубоком, чем копирование формы. Слушая этот диск Arovane (который хорош буквально от начала до конца, пусть по нынешним временам и непросто выдержать альбом длиной в час двадцать) понимаешь, насколько содержательным был тот канон «умной электроники» середины девяностых, и насколько интересно эти идеи развить. Вопрос, который сейчас особенно интересен – найдет ли «Ve Palor» аудиторию, более широкую, чем истосковавшиеся по любимому звуку старые фанаты IDM. Если да, то возможно, в рамках хипстерской ретромании, нас ждёт второй виток моды на этот жанр. Если нет – ну что ж, значит тем ярче на общем фоне будет смотреться этот чудесный диск.

Petar Dundov “Sailing Off The Grid” (Music Man Records)

Petar Dundov - Sailing Off The Grid

Дискография хорвата Петара Дундова уходит в девяностые еще глубже, чем дискография Arovane. В середине позапрошлого десятилетия он под именем Unreal записывал бодрый транс на лейбле Formaldehyd, на рубеже веков сочинял не менее бодрое и динамичное техно для лейбла PV, где заправлял Паскаль Фиос (Pascal FEOS), но по-настоящему на виду оказался уже в конце нулевых, когда прописался на бельгийском Music Man и увлекся ретро-электроникой. И если его первый диск для Music Man все же ложился в концепцию «техно» (ретроградские секвекции накладывались на вполне детройтскую ритмическую арматуру), то теперь он всё дальше уходит в сторону семидесятых и восьмидесятых. Арпеджиаторы звучат всё жирнее, космические пэды все романтичнее (привет Клаусу Шульцу (Klaus Schulze) и Вангелису (Vangelis)). А ритмическая секция всё больше напоминает диско тридцатилетней давности. «Yesterday Is Tomorrow» (ах, что за название!) вполне могла бы вписаться в дискографию к Legowelt, а еще лучше – на лейбл Aube, к Роланду Фаберу (Roland Faber). «White Spring» — образец того, как могли бы звучать Tangerine Dream в 1986-м, если не начали бы к этому моменту портиться. «Spheres» отдаёт космическими диско-балладами, саундтреком к “Miami Vice” и Харальдом Фолтермайером (Harald Faltermeyer). Есть и вещи чуть более консервативные, скажем на «Enter The Void» вспоминается Mind~Flux и другие проекты Томаса Фангера (Thomas Fanger) и Яна Зиберта (Jan Siebert). Причем всё это не в жанре эпигонства, а со своим вполне узнаваемым, легко отличимым скажем от ретроградствующих клиентов Editions Mego и Spectrum Spools почерком. Короче говоря, близкий к совершенству альбом в жанре космической одиссеи.

James McVinnie — 2013 — Cycles (Bedroom Community)

James McVinnie - Cycles

Уже трудно понять, что отличает классическую музыку, записанную в 2013-м от того, на что принято клеить ярлычок «modern classical». Под последним часто имеется в виду классику, препарированную электроникой – что-нибудь в духе записей Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto) для 12k или Raster Noton или даже молодого Макса Рихтера (Max Richter) – тоже, хоть и в гомеопатических дозах, но приправленного глитчевым саунд-дизайном. Об альбоме Джеймса Маквинни этого не скажешь, «Cycles» — запись во всех отношениях традиционная. Это даже не минимализм, это органная музыка (кое-где дополненная струнными и хором), созданная строго по канонам Иоганна Себастьяна Баха, а то и еще более древних католических месс. Непривычно и то, что органист Маквинни не является автором этих пьес, написал их его коллега по лейблу Нико Мули (Nico Muhly). Мули – композитор достаточно разнообразный, он-то как раз не брезгует ни минимализмом, ни саундтреками, а такой вот канонический классицизм для него тоже, очевидно, есть некий эксперимент, игра по установленным правилам. Отсюда, наверное, лёгкое ощущение искуственности, как при виде новой библиотеки МГУ, выстроенной по образу и подобию сталинских высоток. Так и ищешь фигу в кармане, как часто бывает скажем у d’Eon, но в конце концов веришь и погружаешься. Именно такая пластинка может оказаться идеальным мостиком между Максом Рихтером и Валегиром Сигурдсоном (Valgeir Sigurðsson) с одной стороны, и Бахом и Генделем с другой.

Метки: , , , , , , ,
  • http://facebook.com/profile.php?id=100004706439954 Roman Manakhov

    Да, Arovane молодец, в отличие от Boards of Canada, которые вернулись с мутной нудятиной. Ve Palor — настоящее мясо IDM, интересные образы и сложные ритмы — все на месте. Автору рецензии спасибо.

    • http://www.arrhythmiasound.com Quarck

      Да ладно тебе, BoC — молодцы

      • http://facebook.com/profile.php?id=100004706439954 Roman Manakhov

        Сейчас попытался еще раз переслушать Tomorrow*s Harvest. Да, звучание прежнее, характерное только для BoC. Но в целом музыка невыразительна и однообразна, разница настроений между треками минимальна. У Арована же все композиции разные, плюс в каждой — изюм, звуковые находки, где то больше, где то меньше. Да ладно, чего спорить, с первых альбомов Арована было ясно, что музыкант изобретательный и самобытный. Boards в большей степени популярная музыка. Хотя первые три альбома классные, похоже, всю жизнь буду регулярно переслушивать,хотя и нечасто.

  • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

    ребята, как вы заказываете диски с n5md в Россию?

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000382469210 Anton Rasskazov

      Я карту Сбера подключил к PayPal. Дима рассказывал, что через Кукурузу, такая платежная система. Через карту не сложно, подключаешь ее на сайте, и потом в приходит код, который пишешь на сайте, мол, ты являешься владельцем, а то стоит ограничение в 10 долларов, вроде. Самое печальное этих заказах, ихмо, стоимость доставки. я помню брал на n5MD два компакта, со скидкой, так у меня вышла доставка ровно половина.

      • http://twitter.com/VlasovAnton Inoy

        А как подключить карту если до этого там нужно выбрать страну доставки которой нет в списке?

        проще потом на ebay или discogs купить блин)